Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
14.11.2011 08:07
Уголь — олигархам
Comments
В Украине не останется государственных шахт
На текущей неделе Кабмин обнародовал законопроект «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий Украины». Принятие этого документа парламентом создаст основу для распродажи отечественных шахт в стиле блицкриг. Больше всего такой вариант устраивает финансово-промышленные группы, которым крайне необходимо нарастить свою капитализацию перед выходом на IPO. В числе первых охотников за привлечением дешевых европейских денег — группа ДТЭК Рината Ахметова, которой наступает на пятки енакиевский бизнесмен Юрий Иванющенко.
Работа над ошибками
Условия для поглощения государственных шахт в Украине были созданы еще в июле 2011 года, когда Виктор Янукович подписал Закон «Об особенностях аренды или концессии объектов ТЭК». Предусмотренные им правила были весьма комфортны для крупного украинского капитала, поскольку позволяют оформить контроль фактически над любым интересующим его угледобывающим предприятием.
Но, как оказалось, у этого закона есть один большой минус — чрезмерно длительная процедура оформления концессионного и/или арендного договора. Так, вышеупомянутый закон отводит Минэнерго целых полгода на организационно-техническую подготовку к передаче в аренду или концессию той или иной шахты. Затем ведомство Юрия Бойко должно направить ходатайство о проведении конкурса в Фонд госимущества, который в свою очередь сможет его провести только через два месяца после публикации соответствующего объявления.
То есть получается, что на оформление контроля над гособъектами олигархам приходится тратить почти год. Яркий пример — Ринат Ахметов, структуры которого с 2010 года по сегодняшний день пытаются взять в концессию государственные угольные холдинги «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит». Но вскоре законодательная база позволит финансово-промышленным группам поглощать интересующие их угольные предприятия одно за другим. Почву для этого создал Кабинет министров, который на прошлой неделе внес на утверждение парламента проект закона «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий».
Можно не сомневаться, что Верховная Рада проголосует за этот документ. Ведь он предусматривает сразу два способа оперативной приватизации шахт. Первый — продажа на аукционе.
Этот способ можно было бы назвать наиболее честным, так как победителем признается участник, предложивший максимальную цену за объект. Но на самом деле именно в рамках аукционной приватизации государство может недосчитаться сотни миллионов гривен, поскольку такая реализация шахт предусматривает возможность проведения так называемых «дублирующих торгов» в случае неудачи с первыми. Так, например, если покупатели не пришли на первый аукцион, то ФГИ имеет полное право объявить второй аукцион со снижением стартовой цены сразу на 30%.
А если же заявки от претендентов не поступили и на второй аукцион, фонд выставляет шахту вновь, предварительно снизив ее стартовую цену сразу на 50%.
Если кто-нибудь из бизнесменов посчитает слишком высокой даже такую цену, вышеупомянутый законопроект представляет ему еще одну возможность сэкономить — продажа объекта приватизации на инвестиционном конкурсе, принять участие в котором может кто угодно. При этом решение об одобрении инвестиционного проекта, или наоборот блокировании его Минэнерго, принимается в течение всего лишь одного месяца.
Усилитель конкуренции
Этот факт можно назвать отличной новостью для целой когорты украинских бизнесменов, заинтересованных в оперативном поглощении угольных предприятий. Возглавляет этот список вездесущий Ринат Ахметов, представители которого еще в прошлом году заявили о своем интересе к государственному холдингу «Донецкая угольная энергетическая компания». Покупка этого предприятия дает возможность ДТЭК прирастить свою добычу сразу на 2 млн. т угля в год.
Но самое главное, благодаря подобным сделкам растет капитализация группы, что особенно важно в условиях планируемого размещения собственных ценных бумаг на западных рынках.
Об интересе к IPO представители Ахметова говорят уже давно, но воспользоваться этим инструментом им не позволяют юридические преграды. В частности, согласно законодательству, Ринат Ахметов может включить в корпорацию только те компании, которыми владеет.
Таковых в ДТЭК около 15, а еще около десятка контролируются на уровне менеджмента. Поэтому сейчас Ахметов очень заинтересован в том, чтобы трансформировать оперативный контроль над этими госпредприятиями в корпоративный, тем самым официально сформировав крупнейший в Украине частный энергетический холдинг. Другой вопрос, что получить карт-бланш на приватизационных конкурсах Ахметов не сможет, так как еще в конце прошлого года он был лишен прямого административного влияния на угольную отрасль (тогда близкий ему Юрий Ященко лишился должности замглавы профильного министерства). Благодаря этому сейчас угольную отрасль страны (через первого замглавы ведомства Игоря Поповича) курирует известный «регионал» Юрий Иванющенко, у которого есть свои интересы на этом рынке.
До последнего времени угольные симпатии Иванющенко не пересекались с Ахметовым (ему близки ГП «Луганскуголь», «Антрацит», «Угольная компания «Краснолиманская» и «Первомайскуголь»). Но вскоре сфера интересов Юрия Владимировича может быть значительно расширена, особенно если все без исключения украинские шахты можно будет скупать по минимальной цене. А такую возможность дает все тот же приватизационный законопроект. Согласно ему цена объекта приватизации будет определяться по разработанной Кабмином методике, в которой не будет учитываться стоимость принадлежащих ему полезных ископаемых.