.
Луганские новости
Луганские новости:
05.08.2011 08:03
Как луганская мэрия побеждает трудности, которые сама себе создает

"Молодогвардеец"
Как луганская мэрия побеждает трудности, которые сама себе создаетОдна из главных тем пиара городской власти и мэра Луганска Сергея Кравченко сегодня – реконструкция горбольницы №7. После трагедии в январе 2010 года, когда от взрыва кислородных баллонов и под обломками здания погибли 16 человек, мэрия решила освоить на реконструкции огромные средства – и освоила. На 1 июня этого года сюда выделили почти 58 миллионов гривен!

Чтобы реализовать чью-то явно бредовую и за версту отдающую коррупционным амбре идею и надстроить дополнительные два этажа к аварийной пятиэтажке, которая вдобавок стоит на ненадежных грунтах, проектировщикам и строителям пришлось решать сложнейшие инженерные задачи.

Вопрос: стоила ли овчинка выделки? Не проще ли было на эти же деньги построить новое здание в более удобном для людей и надежном месте?

Или безудержная погоня за «откатами» напрочь лишила городских чиновников остатков здравомыслия?


В катастрофе виноваты строители?

7-я больница была одной из самых новых в Луганске. Красную ленточку перерезали в середине 80-х. Строительство велось «хозспособом», то есть здание возводили работники завода им. Ленина.

Построено оно было далеко не безупречно. Именно это вместе с недочетами в проекте и привело к такой масштабной катастрофе в 2010-м. Ведь большинство из жертв погибли не от взрыва, а под обломками перекрытий.

– Там и перегородки были некачественные, и стены, поэтому НИИСКу и нам пришлось поработать по укреплению стен и перегородок, – рассказывает проектировщик реконструкции здания Зинаида Кравцова из института «Луганскгражданпроект».

НИИСК – это Государственное предприятие «Научно-исследовательский институт строительных конструкций». Директор Луганского филиала Николай Куркин, кандидат технических наук и академик Академии строительства Украины, подтверждает, что построено здание было недостаточно прочным:

– Где-то швы сделали неправильно, вместо сетки при армировании укладывалась на самом деле высечка, изготовленная хозспособом, – говорит Николай Петрович. – Анкеровка плит перекрытий была недостаточная. Они были заанкерены, но не весьма качественно.

Кроме этого, в самом проекте допущена серьезная ошибка. Фасадная стена была плохо скреплена с остальной частью здания. Точно такую же проблему институт строительных конструкций решал в Станице Луганской, где больница построена по тому же проекту. Взрыва там не было, но здание тоже угрожало жизни и здоровью людей. Поэтому НИИСК разрабатывал схему его укрепления.

– Эта стена недостаточно жестко была связана с основным остовом здания, – констатирует Николай Куркин. – В момент взрыва ее немножко качнуло, и перемычки упали с этой стены. В связи с этим и произошли такие разрушения.

Проект был типовой. По словам Николая Куркина, его разрабатывал один из всесоюзных проектных институтов, а уже привязку на местности выполнял институт «Луганскгражданпроект» – определял, какие нужны сваи для устойчивости здания, и решал прочие инженерные задачи, связанные с «местной спецификой».

– Если бы был своевременно и качественно произведен авторский надзор, технический надзор, не было бы таких дефектов при строительстве, – считает Николай Куркин. – И таких бы и разрушений не было.

Гиблое место

Почему для возведения 5-этажной больницы было выбрано именно это место, объяснить можно только близостью к заводу Ленина, который строил больницу. Других объяснений нет.

Добраться сюда из любого района города – большая проблема. Чаще всего людям приходится пилить пешком минут 15 от автобусов, которые ходят по ул. Карла Маркса и по ул. Шевченко. К больнице – хорошо, под горку, но и вверх на остановку ведь тоже приходится тащиться. Тем, кто навещает больных ежедневно, – это ежедневная физзарядка – или каторга, с какой стороны посмотреть.

Как луганская мэрия побеждает трудности, которые сама себе создает
К «самой современной больнице» городским транспортом не очень-то доберешься

Больным нужны тишина, покой и свежий воздух – городские власти вон даже говорили, что по этой причине областную детскую нужно перенести из центра города. 7-я больница находится в очень «тихом» месте. Возле железнодорожного полотна (рядом улица так и называется – Линия железной дороги). Мимо ежедневно проходят поезда московского направления, как пассажирские, так и товарняки, а кроме того – пригородные дизель-поезда в сторону Ольховой и Ильенко. Добавить нужно и поток автомобилей, ведь эта улица с переездом – одна из главных транспортных артерий, которые связывают центр Луганска с Камбродом.

И, наконец, важный фактор при выборе места для любого здания – надежность грунтов. Как известно, 7-я больница находится в низине – ложбина, которая начинается знаменитой лужей у ж.-д. вокзала и продолжается затопленными уже который год огородами жителей ул. Тельмана.

– Вода стояла близко и в 80-х, на уровне 2-2,5 метра, – рассказывает Светлана Ковальчук, начальник отдела Луганского филиала института УкрНИИНТИЗ. – Тогда исследования грунтов проводили не мы, но наш институт занимался изысканиями сейчас – и перед строительством кардиоцентра рядом с 7-й больницей, и перед реконструкцией здания, пострадавшего от взрыва. Мы даем заключение с характеристиками грунтов проектировщикам, и уже они решают, какие мероприятия нужны, чтобы здание получилось надежным.

УкрНИИНТИЗ – это ГП «Украинский государственный головной научно-исследовательский и производственный институт инженерно-технических и экологических изысканий». Специалисты его Луганского филиала исследовали грунт на этом участке до глубины 25 метров и сделали вывод, что опорный слой для свай находится на глубине порядка 17-18,5 метра.

– Там большая мощность насыпных грунтов, – показывает схему из результатов изысканий Светлана Ковальчук. – На участке, где строится кардиоцентр, например, их от 2,5 до 3,8 метра. Это достаточно много. На них мы не рекомендуем закладывать фундамент. Мы говорим о них как о неслежавшихся и неоднородных. Там – все: и чернозем, и щебень, и глинозем – все, что свозили. Дальше идут суглинки, глинистая порода – мягкая и водонасыщенная. Следующие – пески. И только на 17 метрах – щебень мергеля. Сам по себе он – как жужалка, 50 на 50 глинистого материала и щебня. Он как бы с наполнителем, но более прочный по всем показателям, чем верхний слой. Так что вот такая картинка.

Светлана Петровна подчеркивает, что они дают проектировщикам только характеристики грунтов и рекомендации, исходя из полученного технического задания. А потом те делают расчеты и решают, целесообразно ли строиться в этом месте вообще и какие принимать меры для укрепления здания в частности.

– Может, и нет смысла делать сваи 18 метров, – поясняет Светлана Ковальчук. – Да, действительно, можно и пески посчитать опорным слоем, если здание какое-то облегченное – они водонасыщенные, мелкие, мы проводили на них испытания. Но мы сомневались, потому что не знаем, как они себя поведут.

Вот в таком «удобном» для горожан месте и на таких «прекрасных» грунтах городские власти и стали осваивать бюджетные деньги.

Борьба с трудностями

Во время реконструкции пришлось решать сложнейшие инженерные задачи. В частности, сваи и фундамент аварийного здания были рассчитаны на пятиэтажное здание, а никак не на семь этажей. Эту работу выполнял Луганский филиал НИИ строительных конструкций.

– Здание стоит на 15-метровых железобетонных сваях, которые были поставлены во время строительства здания около 30 лет назад, – говорит Николай Куркин, директор ЛФ НИИСК. – Когда перед нами поставили задачу надстройки дополнительных этажей, были проведены соответствующие расчеты. Они показали, что средние сваи этого пятиэтажного здания будут перегружены. То есть они должны были нести 45 тонн, а у нас получается, что они в связи с надстройкой будут нести 63 тонны. Поэтому по отдельному проекту организацией, которая имеет соответствующую лицензию, было выполнено устройство дополнительных так называемых буро-инъекционных свай. По среднему ряду, самому нагруженному, через каждые 6 метров сквозь бетон засверливались 110-миллиметровые отверстия. В них вставлялись перфорированные металлические трубы, туда закачивался цементный раствор, который закрепил грунт и который является поддерживающей частью для нашего ростверка.

Подземные воды Николая Петровича не пугают. По его словам, близко к поверхности подходят даже не грунтовые воды, а поверхностные – ливневые стоки, которые льются в низину.

– Поверхностные воды мигрируют, особенно в пойменных частях, и не могут пройти через водоупорный глиняный слой грунта, – объясняет Николай Куркин. – Особой опасности я не вижу. Мэр мне говорит: «Николай Петрович, ты там столько металла поставил на стяжках – здание и танком не разобьешь». Я ему отвечаю: «Сергей Иванович, я отвечаю за свою работу». Мы – самые крайние в случае чего. Поэтому никаких ошибок в расчетах не должно быть и нет на данный период.

Крен уже есть

В самом здании уложены новые плиты, между ними сделано замоноличивание, самонесущая фасадная стена заново скреплена с остальной частью здания. Пятиэтажную часть здания пришлось стягивать металлическими поясами…

– Кто-то считает, что мы перестраховываемся. Да нет. Закладывается коэффициент запаса прочности 1,4 – до 40%, – говорит директор ЛФ НИИСК. – Все обследовано, проанализировано.

Как луганская мэрия побеждает трудности, которые сама себе создает
После ливней котлован под пандус будущего кардиоцентра затопило, и больница дала крен

Сейчас здание больницы – под постоянным наблюдением, на этажах здания стоят приборы системы «Мониторинг», которые фиксируют любой крен здания – даже в микронах – и передают информацию на компьютеры НИИСК. Во время недавних ливней, кстати, вода затопила котлован будущего кардиоцентра по соседству, и 7-я больница дала крен.

– Мы направили два письма, что обнаруживается незначительный, но тем не менее системный крен здания в сторону строящегося здания, – рассказывает Николай Куркин. – Буквально на следующий день наши специалисты были на объекте и обнаружили, что выполнен большой котлован под пандус и во время дождей произошло интенсивное замачивание. Этого даже мы не ожидали – что здание на свайном фундаменте обнаружит определенный крен.

Николай Петрович считает, что было бы правильно продолжить наблюдение за зданием еще несколько лет, но выделит ли город средства на мониторинг – вопрос риторический…

Вот такая героическая борьба шла в Луганске, чтобы в не слишком удачном месте восстановить аварийную больницу. За 58 миллионов. Напомним, что несколько лет назад в Александровске целую школу планировали построить за 10,5 миллиона! Правда, с учетом «накладных расходов» удалось освоить аж 24 миллиона гривен. Но ведь деньжищи на восстановление 7-й больницы потрачены реально огромные – их вполне могло хватить на новое здание где-нибудь в уютном районе и на хорошем грунте.

Чем же продиктовано желание восстановить именно это здание? Не близостью ли к частным медучреждениям, в которые так удобно будет отправлять больных из «самой современной больницы»?

Дьявол в мелочах
«Часть помещений занимает «Сигма»

– Мы попытались туда запроектировать максимальное количество коек, – рассказывает проектировщик Зинаида Кравцова. – Было 240 коек, теперь планируется 400.

В цокольном этаже, по словам Зинаиды Афанасьевны, будут находиться подсобные помещения. На верхних этажах планируются отделения терапевтического профиля, неврологическое отделение, отделение пульмонологии, эндокринологии.

Мы обратили внимание, что городскую больницу, похоже, собираются плотно интегрировать в систему частных медицинских учреждений, которыми обрастает 7-я больница.

– На 2-м этаже раньше было запроектировано реанимационное отделение неврологического профиля – для инсультников, – сообщила Зинаида Кравцова. – Но по последним проектам на базе 7-й больницы будет построен кардиологический центр (пятиэтажное здание частной клиники за больницей уже возводится. – «МГ»). Там будет часть палат – реанимация для инфарктников. Там инсультное отделение, здесь – инфарктное. Может быть, теперь совместят эту реанимацию.

– На 1-м этаже будет находиться приемное отделение, отделение рентгена, УЗИ, гастроскопия, – продолжает проектировщик. – И часть помещений занимает «Сигма».

Извините, что значит – «часть помещений занимает «Сигма»? Нет, к проектировщикам претензий нет, они выполняют задачи, которые им поставили. Но почему Сергей Кравченко вдруг решил, что в городской больнице площади нужно отдать частной клинике?

Как луганская мэрия побеждает трудности, которые сама себе создает
Главврач 7-й горбольницы Михаил Мищенко до сих пор числится проктологом в «Сигме». Фото с официального сайта клиники.

Это, конечно, можно было бы легко объяснить, имея в виду коррупционную составляющую. Во-первых, новый главврач 7-й горбольницы Михаил Мищенко до недавнего времени был главврачом «Сигмы» и продолжает там практиковать по сей день. Во-вторых, в Луганске есть мнение, что некоторые руководители города имеют свой гешефт в этом медучреждении. Само собой, это предположения, но они вполне объясняют такую симпатию высших чиновников мэрии к частной клинике «Сигма».

С точки зрения же простого горожанина и рядового налогоплательщика не имеет разумного ответа вопрос: почему в городской больнице, на которую за первый год после взрыва – на начало 2011 года – потратили без малого 46 миллионов гривен, а в этом году выделили еще 12 миллионов, собираются размещать частников?

Чтобы посылать больных на платную диагностику?

Александр
БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, «МГ»

Зензер: Фундамент 7-й больницы не подмыт!

Комментарии (1)
« « « Пристюк: Нам не нужен уголь на крови | Зензер: Фундамент 7-й больницы не подмыт! » » »
Комментарии
| 18:53 05.08.2011

Мэр на фото стоит на фоне бывшего здания завода Ленина,которое Сигма выкупила и хотела сделать частной клиникой.Теперь,когда за государственный счет,восстановлена здание 7-й больницы,реконструкция этого здания (за спиной мэра)прекращена! Во дворе отремонтированной больницы строится операционный корпус Сигмы. Главврач 7-й больницы Мищенко, ранее работал главврачем Сигмы,а сейчас там подрабатывает. Имея зарплату в Сигме больше уходит на зарплату коммунальной больницы(на зарплату гораздо меньшую).ВЫВОД: Возможно,через какое-время,больница,отремонтированная за государственные денежки станет ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ СИГМЫ! И главврачем опять будет МИЩЕНКО! Поэтому и прекращено строительство здания за спиной МЭРА! И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ! И всё это при поддержке НАШЕГО МЭРА и ПАРТИИ РЕГИОНОВ!

Подписаться на луганские новости

В Луганске будут отбирать пустующее жилье
Россия массово отправит в Донбасс насильников
Как беженцам ВПЛ получить государственную помощь
НБУ хотят запретить наличные платежи украинцам
Луганск: Жизнь в «России»
Убить всех, - экс-президент РФ
Украина вышла на Евро 2024
Зеленский неожиданно уволил экс-главу Луганщины
В Украине все таки создадут электронный военный билет
Путин приказал активировать работу ФСБ в Луганске