Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Как минимум каждый пятый из 1,5 млн жителей «ЛДНР» болеет COVID-19. Но тамошние «власти» засекретили реальный катастрофический размах эпидемии в регионе.
40-летняя Ольга, жительница находящегося на оккупированных территориях Луганщины города Ровеньки, даже на условиях анонимности боится говорить о пандемии коронавируса в так называемых «ЛДНР», которые в украинских официальных документах обозначают аббревиатурой ОРДЛО. Ее пугает не сам COVID-19, а старательное замалчивание этой темы со стороны «властей» «республик».
Если судить по «официальным» данным, распространяемым в ОРДЛО, ситуация с вирусом в регионе спокойная: в «ЛНР» якобы всего лишь 2 тыс. заболевших, а в «ДНР» — 13 тыс. При этом на свободной части Донбасса, по данным украинского Минздрава, положение вещей похуже — там к концу декабря 2020 года зафиксировали около 40 тыс. случаев заражения COVID-19.
Однако Ольга не верит информации, распространяемой «властями» ОРДЛО. И имеет на то причины: в Ровеньках вообще не делают тестов на коронавирус, при этом местные больницы переполнены пациентами с диагнозом «пневмония».
Пожилая мать Ольги тоже тяжело заболела. В поликлинике ей диагностировали воспаление легких, но процесс лечения затянулся и проходил с очень серьезными осложнениями, схожими на описание симптомов коронавируса. Женщине еще повезло — в октябре ее поместили в дневной стационар: буквально через три дня после этого пациентов туда брать перестали, места закончились.
Смертность вообще зашкаливает, — говорит Ольга. — Мама рассказывала, что вот лежала женщина — умерла. И еще одна умерла. И это только то, что она видела своими глазами».
По оценке правозащитника Павла Лисянского, который мониторит положение дел в ОРДЛО, больных коронавирусом в «ЛДНР» в пять-семь раз больше, чем на остальной части Донбасса. Иными словами, около 280 тыс. человек, или каждый пятый из примерно 1,5 млн жителей «республик», имеет COVID-19.
С подобными оценками согласен Сергей Гайдай, глава Луганской облгосадминистрации — руководитель военно-гражданской администрации. По его информации, у 70% людей, которые приезжают из «ЛНР» на свободную украинскую территорию, на пропускных пунктах (КППВ) выявляют коронавирус. Аналогичной статистики по «ДНР» просто нет: все КППВ на «границе» с этой «республикой» закрыты.
«Жители оккупированных районов при переходе [из „ЛДНР“] не хотят 14 дней пребывать на самоизоляции. Несмотря на полученный положительный тест на COVID-19 они продолжают ходить по инстанциям уже на нашей территории», — уточняет Гайдай.
Переболеть и выжить
Житель Луганска Сергей Сакадынский рассказал НВ, что в последнее время «власти» ужесточили меры профилактики распространения коронавируса: ввели масочный режим, иногда даже выписывают штрафы его нарушителям в размере 2 тыс. рублей (760 грн), а больницу в Каменнобродском районе Луганска отдали под «ковидных».
«Но люди в целом перепуганы. Боятся, что с Украины занесут вирус: пропаганда рассказывает, что у вас разгул инфекции», — говорит Сакадынский.
При этом правдивой статистики о происходящем в самих «ЛДНР» с COVID-19, как убедился НВ, нет: «власти» скрывают подобные данные.
Сергей Гармаш, представитель ОРДЛО в украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ), пояснил: врачам в «республиках» запрещают ставить диагноз «коронавирус», как и распространять какую-либо информацию о пандемии. При этом в регионе существует явный дефицит кадров: множество тамошних медиков выехало в Россию или на подконтрольную часть Украины. Да и в «республиканских» аптеках пусто.
Информация если и проскакивает, то фрагментарная и без доказательств. Независимых данных тоже нет: к примеру, в представительстве ВОЗ редакции пояснили, что они не имеют сведений об истинном размахе заболеваемости в ОРДЛО. Сторонних экспертов, даже международных, в «республики» попросту не допускают, — в частности, там нет Красного Креста.
Однако косвенные свидетельства, собранные НВ, указывают на то, что вирус буквально «оккупировал» этот реально оккупированный регион.
Киевский эпидемиолог Андрей Александрин рассказал редакции, что не так давно в Луганске умерли три его знакомых медика. А главный врач тамошнего областного тубдиспансера сейчас в тяжелом состоянии лежит в больнице с COVID-19.
«Мой хороший знакомый доктор умер, когда „министр здравоохранения“ „ЛНР“ лично попросила его пролечить свою родственницу от ковида», — добавляет Александрин.
Он общался с заведующим инфекционным отделением больницы, расположенной на подконтрольной Украине территории Луганщины. И тот сообщил: 60% людей, поступающих в стационар, приезжают из Луганска.
Эпидемиолог уточняет, что в ОРДЛО достаточно часто встречаются внутрибольничные вспышки, когда коронавирусом заболевает почти весь медицинский персонал. Положение осложняется тем, что в «ЛНР» не проводят тестирование населения, не выявляют очаги заболевания. Вдобавок в регионе велика доля пенсионеров, а это дополнительный фактор риска.
«Будут болеть [в ОРДЛО] по кругу, потому что иммунитет не вырабатывается, когда люди заболевают COVID. Это будет бесконечная череда заражений. На российскую вакцину я бы тоже серьезно не рассчитывал — она очень странная», — говорит Александрин.
Лисянский рассказывает, что в ноябре 2020-го от коронавируса умер 52-летний Владимир Шатохин, директор предприятия Востокуголь, которое контролировало все шахты «ЛНР». Официальной причиной смерти назвали пневмонию, но Лисянский уверен: это был COVID-19. «Когда Шатохин умирал, ему даже не нашли аппарат ИВЛ, хотя он был главный „угольный генерал“ в „ЛНР“. Это доказывает, что для простых смертных там вообще все очень плохо и печально», — добавляет правозащитник.
При этом сепаратистские «лидеры» регулярно отчитываются о денежных поступлениях из России, направляемых на борьбу с коронавирусом. Так, недавно «глава» «ЛНР» Леонид Пасечник сообщил, что в октябре Москва прислала в «республику» 141 млн рублей (52 млн грн). Параллельно его «коллега» из «ДНР» Денис Пушилин заявил о получении из РФ помощи в размере 258 млн рублей (96 млн грн).
Куда идут эти деньги — неизвестно. Но уровень заболеваемости в регионе они точно не уменьшают. «Считаю, что они [главари сепаратистов] приняли решение игнорировать проблему. Люди для них ничего не стоят: чем больше умрет, тем лучше — меньше пенсий и дотаций нужно будет платить, сократятся расходы из бюджета, который выделяет РФ, — уверен Лисянский. — Такова циничная правда».