Мариуполь – только начало
На прошлой неделе один действительно умный и профессиональный журналист написал мне: война выдохлась, гражданское сопротивление внутри страны и экономическое давление извне ее остановили. Все только начинается, ответил я ему – и, увы, не ошибся.
Когда я говорил два года назад, что без внешней экспансии Путину никак нельзя – не затем возвращался, чтобы останавливаться, – многие говорили: ненаучная фантастика. Крым? Напрасные аналогии с 1855 годом.
История никогда не повторяется буквально. За два дня до присоединения Крыма другой умнейший друг говорил: нет, никогда, это попрание международного права. Так ведь без попрания международного права никакой тоталитаризм не устоит, ему это внешнее напряжение служит главным оправданием! Стабильность – словцо из раннего Путина. Сейчас ценится не устойчивость, а наращивание тех самых рисков.
Мариуполь – только начало. Даже если там ненадолго установится затишье, борьба за выход ДНР и ЛНР к морю только начата – Глеб Павловский еще в августе предсказывал, что без этого выхода там не получится рай для контрабанды, никем не контролируемая территория, через которую можно прокачивать миллиарды. Мариуполь для Новороссии – вопрос выживания. Дальше – как получится: создавать точки нестабильности в Харькове, пока еще мирном, в Одессе, где регулярно происходят теракты, в Запорожье, которое как раз лежит на пути в Крым...
Нет никаких вариантов – только наращивание агрессии. В надежде на то, что падет украинская власть, или рухнет украинская экономика, и так пребывающая в коллапсе, или народу надоест защищаться и захочется приползти на коленях под руку русского царя. Тогда мы им, конечно, и варенья, и печенья, и всю артемовскую соль закупим, и весь Газпром заставим ею солиться. Крым, конечно, не вернем – хотя, если присоединять всю Украину, отчего бы не передать ей и Крым? Все равно ведь она теперь наша.
Есть ли такой шанс? А то, как говорят в Киеве. Есть шанс даже, что вся Европа, весь мир, убоявшись российского ядерного оружия, сдадутся Путину. А поскольку диктатура обязана расширяться, следующими в очередь на присоединение окажутся, допустим, Варшава или Амстердам: что-то они там совсем заигрались в гей-культуру, пора вернуть к норме. Земля эта исторически наша, сакральная, там наш кумир Петр I учился кораблестроению.
Один раз не получив отпора, любой дворовый хулиган чувствует себя хозяином квартала, а то и города; один раз сдав соседа, как уже показал опыт прошлой войны, остановиться не можешь, отступаешь дальше и дальше. Так что шанс превращения всей планеты в Русский мир есть – сопротивляться-то ведь себе дороже. Погибнуть можно, и вообще. Никто не верит, что Путин нажмет на кнопку? Что он возьмет Крым, тоже никто не верил. У него, в отличие от НАТО, уже сейчас на кону собственная власть, а значит, и жизнь. А от собственного народа он давно не зависит.
Единственный шанс победить Путина, дорогие заграничные товарищи, – это сдаться ему. Только при этих условиях вы станете так же свободны, как мы.
Дмитрий Быков
писатель, поэт, журналист
Россия