Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
Копанки Донбасса: казнить нельзя помиловать
Источник
Донбасс, не Донецк, Луганск и более-менее крупные города, а именно шахтерские поселки для меня всегда были какой-то terra incognita. Немного открыть эту землю мне помог материал о копанках.
То что я увидела там, меня шокировало. Я как будто оказалась в другом времени и измерении, где всем правит разруха и утопия. Заброшенные и полуразрушенные дома, школы, магазины, заводы — вот что сегодня представляет собой эта земля. Нормальная жизнь уже давно покинула эти места, уступив место бедности, безразличию и беспробудному пьянству. Но самое главное, что она сделала безразличными людей, лишила их будущего.
Разговаривая с ними, я испытывала чувство жалости, понимая, что у них нет будущего, что единственный их светоч – это дырка в земле, пресловутая копанка, куда они идут зарабатывать хотя бы какие-то средства для того, чтобы прокормить свою семью. Поэтому и оберегают копанки, как могут, ненавидя каждого журналиста, который пытается разобраться в ситуации.
Но жалость проходила, когда я понимала, что во многом, они сами себя на это обрекли. Они не думают о будущем, не понимают, что уголь в копанках иссякаем. Что сейчас его добывают совершенно бесконтрольно и бессмысленно. Не задают себе вопрос, что будет, когда его не станет?
Но хуже всего, что им абсолютно все равно, что дальше происходит с углем. Что они добывают его за копейки, а отдельные особи зарабатывают на нем миллиарды. Они даже не задаются вопросом, кому управляющие сдают уголь, по какой цене продают дальше? Кто на этом зарабатывает? Их это не беспокоит, и это возмущало меня больше всего.
Типичные копанки-одиночки
Я же попыталась дать ответы на эти вопросы. В этом списке на первом месте, по словам представителей профсоюзов, бизнеса, местных журналистов, властей — старший сын Президента. Все они в один голос говорят о том, что с приходом к власти Виктора Януковича нелегальную добычу угля в Донецкой области начал контролировать его старший сын Александр. «Саша Янукович контролирует эту сферу уже третий год через Донбасский расчетно-финансовый центр», — уточняет Сергей Гармаш, создатель и главный редактор оппозиционного донецкого сайта Остро.
Примечательно, что сам Янукович дал понять, что решить проблему копанок в короткие сроки невозможно. «Проблема тяжелейшая. Мы о ней знаем, мы работаем в рамках существующего законодательного поля, но решить ее просто и легко [невозможно]», — заявил он в конце февраля. Конечно, зачем же рубить сук, на котором сидишь?
По информации Гармаша, которую подтвердил Корреспонденту и один из собственников перевалочной базы в Снежном, Янукович-сын копанки контролирует именно через сбыт угля. Он установил одну закупочную цену — 400 грн за тонну угля и монополизировал рынок. «То есть продаешь либо через него по его цене, либо не продаешь вообще», — добавляет Гармаш.
Помимо Януковича-сына звучала и фамилия Юрия Иванющенко (его президентский отпрыск, кстати, по словам источников, выдавил из Донецкой области, так что он теперь частично держит Луганскую), а также Равиля Сафиуллина. Его фамилия в списке, мягко говоря, удивила. По словам высокопоставленного источника в Луганской области, Сафиуллин контролирует нелегальную добычу угля карьерным способом, который самый губительный для окружающей среды.
Карьерный способ добычи
Удалось мне побывать и в Швейцарии, в офисе фирмы Януковича-сына, которая, как предполагают профсоюзники, частично торгует этим самым углем из копанок. Там, конечно, все отрицали, но вот ни швейцарская дочка, ни центральный офис МАКО не смогли уточнить название компаний, у которых они уголь закупают, а также цену закупки.
Итог всему, мне кажется, емко подвел Гармаш: «Вопрос копанок – это вопрос исключительно политической воли. Ее нет, поскольку власти решать эту проблему невыгодно: она сама на ней зарабатывает. И не нужно прикрывать людьми в копанках. Ведь поощряя нелегальную добычу, они лишают без средств к существованию тысячи шахтеров и их семей, которые работают на частных или госшахтах».
Итог почти двухмесячной работы над этим расследованием читайте в этом номере Корреспондента.
Ирина Соломко
P.S. Еще хотела бы отдельно поблагодарить за помощь и поддержку в подготовке расследования нашего главного редактора Виталия Сыча. Без него статья бы не появилась.