" /> Интернет: February 2011 Archives

Main | March 2011 »

February 25, 2011

Фельдман: Кибер-ненависть: над-индивидуальная свобода или обыкновенный экстремизм?

Сегодня глобальная интернет-сеть создаёт параллельный мир, в котором живёт около четверти населения планеты. Интернет стал обиталищем для диссидентов и графоманов, бизнесменов и политиков, террористов и гуманистов, студентов и домохозяек...

Українська правдаФельдман: Кибер-ненависть: над-индивидуальная свобода или обыкновенный экстремизм?
Сегодня глобальная интернет-сеть создаёт параллельный мир, в котором живёт около четверти населения планеты. Интернет стал обиталищем для диссидентов и графоманов, бизнесменов и политиков, террористов и гуманистов, студентов и домохозяек.

Очевидно, что благодаря феномену интернета, наряду с индивидуальной психологией и массовой психологией, появилась еще одна отрасль знаний о человеке – психология "над-индивидуального состояния", в центре которой находится "человек в сети".

В отличие от "человека толпы", действия "человека в сети" персонализированы, не привязаны к физическому скоплению людей, коллективной идентичности и специфическим эмоциям коллективной души.

Но, в отличие от "классического индивидуума", он является частью огромной живой общности, обладает повышенной чувствительностью и впечатлительностью, анонимен, нерационален и экспрессивен.

Известно, что эффект толпы может превращать скромных "лавочников и столоначальников" в отпетых радикалов и погромщиков. По результатам немногочисленных социологических исследований видно, что фактор "кибер-над-индивидуальности" зачастую превращает серенького пользователя в экстремиста. Или просто – в невменяемое виртуальное существо с завышенной самооценкой.

Проведённый "Институтом прав человека, противодействия экстремизму и ксенофобии" (ИПЛЕКС) мониторинг нескольких украинских общественно-политических сайтов выявил интересные, и пока малоизученные факты.

Факт первый

Функция "комментарии" под новостными сообщениями и статьями используется главным образом не для обмена мнениями, а для демонстрации не вполне корректных эмоций.

Так, свыше половины материалов содержат оскорбительные комментарии, ненавистнические высказывания и провокационные призывы.

Из них около половины "мэссиджей ненависти" – это оскорбления адресата, автора или фигуранта сообщения. Еще 20% – демонстрация ненависти, именно ненависти, а не аргументированной критики, к заявленной позиции; немногим меньше – инсинуации по поводу национальной, расовой и религиозной принадлежности. Около 10% – "замечания" в адрес политической, региональной принадлежности и точки зрения.

В общей сложности, пятая часть комментариев – это взаимные колкости и откровенные оскорбления между самими пользователями.

Даже в статьях и сообщениях на сугубо экономическую тематику – около 30% комментариев содержат оскорбительные высказывания в адрес авторов и фигурантов сообщений.

И при всем при этом, только около 5% (!) от общего числа комментариев относятся к предмету сообщения.

Даже если начало какого-нибудь обсуждения проходит вполне рационально, то уже с появлением первого экспрессивного комментария – в среднем, 5-го по счету – их дальнейшее количество начинает расти в геометрической прогрессии.

Факт второй

Существуют темы и сюжеты, на которые пользователи просто не могут реагировать "без пены у рта".

Если основными фигурантами сообщений выступают представители иностранных посольств, религиозные деятели, представители не титульной национальности, либо когда речь идет о вопросах языковой, образовательной, евроинтеграционной политики, украино-российского сотрудничества, а также крупных исторических персонажей – в таких ситуациях количество ненавистнических комментариев доходит до 95% от общего числа.

Факт третий

Основные смысловые платформы в украинском интернет-пространстве сформированы по региональному признаку, и отличаются между собой, главным образом, разными векторами ненависти.

Наибольшее количество проявлений кибер-ненависти к авторам и фигурантам сообщений наблюдается среди пользователей политических сайтов национал-демократической направленности. Ненавистью между пользователями-комментаторами отличаются и "центристские" сайты.

Для региональных сайтов характерны и другие особенности.

Например, комментарии на львовских общественно-политических сайтах грешат тенденциозностью и предвзятостью: "Этого быть не может, так как этого не может быть никогда".

Стереотипы в мышлении пользователей не позволяют воспринимать цифры, факты, аргументы – у них уже сформировалось мнение о человеке либо явлении. И если излагаемый материал не вмещается в конкретные рамки, его попросту подвергают нападкам.

Для комментариев, размещённых на донецких сайтах общественно-политической направленности, характерна другая крайность: агрессия в адрес "оранжевых" или жителей Западной Украины с одновременным восхвалением всего русского. Любая публикация тестируется на "русскость", и агрессия направляется в адрес "бандеровцев-националистов".

При этом киевские сайты являются настоящей ареной борьбы между "западной" и "восточной" группировками кибер-ненависти.

Факт четвертый

Массовые интернет-аудитории являются самыми демократичными, но вместе с тем – самыми неспособными к рациональному поведению и взаимоуважению мнений.

Показатели кибер-ненависти заметно снижаются на тех сайтах, где есть требования регистрации, где ведется эффективная модерация, либо там, где присутствует коммерческий ценз – платный доступ к отдельным страницам, архивам – или ценз профессиональный, где профессионалами обсуждаются сугубо профессиональные вопросы.

То есть, чем более среднестатистическим является пользователь – тем более ядовитыми являются "кибер-помои", в которые он, волей-неволей, вынужден погружаться.

Резюме

Все вышеперечисленные особенности могут поставить большое количество "вопросов без ответов" перед сторонниками "электронной демократии", ратующих за принятие решений на основе анализа предложений и точек зрения широкой аудитории интернет-пользователей.

И не только перед ними одними…

Результатами этой "психо-алхимии" уже научились пользоваться политики: они создают собственные "пятидесятицентовые армии", которые устраивают кибер-обструкции конкурентам и диссидентам. Прогрессивные маркетологи продвигают пользователям потребительские товары. А всевозможные экстремисты просто ведут пропаганду в сети.

Само же общество до сих пор не задумывается над этим феноменом.

А тем временем интернет становится "тренажером спинного мозга", на котором благополучно взращиваются те же явления, которым в реальной жизни противодействуют традиционные общественные институты, в целях самосохранения и поддержания внутреннего равновесия.

Именно в этом и заключается главная проблема кибер-ненависти, как побочного, пока неохотно признаваемого, порождения Интернета!

Нейтрализация кибер-издержек

Что мешает адекватной оценке плюсов и минусов интернета?

С одной стороны, бездумное отождествление интернета и свободы. Тут замечу, что фаст-фуд никто не считает синонимом борьбы с недоеданием.

А с другой стороны – тот факт, что обсуждение подобных вопросов, так или иначе, и должно происходить в интернете. Это привносит в дискуссию все описанные выше над-индивидуальные особенности поведения участников процесса.

Получается, что легче обсуждать Уголовный Кодекс среди уголовников, чем в интернете говорить об Интернете…

В современном обществе конкретные индивиды вынуждены подчиняться выработанным социумом правилам, а объединения людей вынуждены следовать установлениям – правилам проведения массовых сборов, требованиям к деятельности партий и общественных организаций и прочее. Следовательно, и "сетевые персонажи", по логике вещей, тоже должны держаться в неких рамках, которые считает нужным установить для них общество.

Поэтому появление и ограничивающих "шлагбаумов" и регулирующих "светофоров" в Сети – вопрос самовыживания и времени.

На мой взгляд, чтобы упредить нежелательное развитие событий, необходимо придерживаться следующей линии:

Во-первых, эти вопросы первыми должны начать обсуждать не чиновники, а непосредственные участники процесса – провайдеры, администраторы соцсетей, редакторы сайтов, медиа-эксперты и общественники.

Во-вторых, подход к решению этой проблемы не должен быть глобальным, иначе закончится ничем. Он не должен быть и сугубо национальным, иначе закончится "закручиванием гаек". Подход должен быть общеевропейским.

Ну и, в-третьих, основой для начала дискуссии может стать обсуждение Дополнительного протокола "О преступлениях расистского и ксенофобского характера, совершенных в компьютерных системах" к "Конвенции о кибер-преступлениях Совета Европы".

Напомню, что Украина подписала этот протокол и присоединилась к Конвенции еще в 2006 году.

Александр Фельдман, народный депутат Украины, основатель ИПЛЕКС, специально для УП

February 24, 2011

Интернет-цензура: Россия подражает Китаю

Состоящая из «добровольцев» «Лига безопасного интернета» придирчиво просматривает интернет-сайты и уведомляет Министерство внутренних дел о найденных «нарушениях»...

ИноСМИИнтернет-цензура: Россия подражает Китаю
Состоящая из «добровольцев» «Лига безопасного интернета» придирчиво просматривает интернет-сайты и уведомляет Министерство внутренних дел о найденных «нарушениях».

26 января на пресс-конференции по итогам работы Международного экономического саммита в Давосе президент России Дмитрий Медведев заявил, что ресурс WikiLeaks «оздоровил» дух международных отношений, и исключил возможность любого контроля над интернетом. Две недели спустя из России был выдворен корреспондент британской The Guardian, который написал материал о нелицеприятном мнении американского посла о Владимире Путине, тогда как в сети появился орган цензуры.

В ночь с 5 на 6 февраля Люка Хардинга (Luke Harding) задержали в аэропорту «Домодедово», аннулировав его визу, которая, однако, была действительна до мая 2011 года. В ответ на звонок из посольства Соединенного Королевства в пресс-службе Министерства иностранных дел России, к которому официально приписаны иностранные журналисты, заявили, что не в курсе дела и не давали никаких указаний… Впервые со времен распада СССР из страны был выдворен иностранный журналист.

На следующий день российские чиновники пришли в себя и объяснили злоключения Люка Хардинга процессуальными нарушениями. Корреспондент забыл обновить свою аккредитацию. Министр иностранных дел России Сергей Лавров, который должен был в ближайшее время отправиться с визитом в Великобританию, попытался умерить страсти, рассказав о совершенных журналистам нарушениях: «Я изучил дело Хардинга. У него были проблемы с пребыванием в России, он посещал места, куда, как он знал, нужно особое разрешение. […]Это технический вопрос, он должен его решить, если он хочет продолжить работу в России столько, сколько позволяет его виза», - сообщил министр. Новую визу Хардингу предоставили в рекордные сроки. Но один раз не в счет…

Остается лишь выяснить настоящие причины высылки журналиста. Статьи Люка Хардинга и взятые им цитаты из материалов WikiLeaks говорили о незаконно нажитом состоянии премьер-министра и «мафиозной природе» созданной им вертикали власти. Однако затем контроль путинской системы над иностранными и российскими СМИ внезапно вышел на новый уровень. Российская власть, по всей видимости, извлекла уроки из событий в Тунисе и Египте и решила установить настоящую цензуру интернета.

Идея витала в воздухе еще с 2007 года. В СМИ просочилась информация о том, что власти самым пристальным образом следят за примером Китая. В России интернет пока еще нельзя назвать массовым явлением. По данным Левада Центра, выход во всемирную паутину есть лишь у 21% всего населения (большая часть относится к проживающей в крупных городах молодежи).

Принятие решения об установлении контроля над интернетом откладывалось несколько раз. Тем не менее, роль социальных сетей в событиях на Манежной площади 11 декабря, а также в революциях в Тунисе и Египте настолько взволновала российские власти, что они покончили со всеми сомнениями. По сообщениям, с конца прошлой недели начала работу состоящая из «добровольцев» «Лига безопасного интернета», которая просматривает интернет-сайты и докладывает о «нарушениях» в Министерство внутренних дел. Ассоциацией руководит наблюдательный совет из представителей всех крупнейших российских операторов под надзором министра связи и массовых коммуникаций.

Официально цели у организации в высшей степени благородные: борьба с детской порнографией, наркоторговлей, терроризмом и экстремизмом. Хотя все это, разумеется, лишь предлог. Вот тому яркий пример: первой жертвой лиги стал не замеченный ни в педофилии, ни в экстремизме Александр Навальный, а второй – ДПНИ, партия фашистского толка, которая, однако, не создавала никаких проблем с момента формирования в 2002 году.

США не потребовалось много времени, чтобы разобраться в ситуации. Хиллари Клинтон немедленно заявила о выделении 25 миллионов долларов для помощи блогерам в их борьбе с цензурой. Кроме того, она сообщила о том, что Госдепартамент намеревается в ближайшее время создать русскоязычный аккаунт в Twitter. Что касается европейских лидеров, которых во время своего визита в Лондон 13 и 14 января Сергей Лавров призвал поспособствовать тому, чтобы «модернизация России стала общеевропейским проектом», их молчание показательно.

Наталья Уварова
("Slate.fr", Франция)

February 20, 2011

Китайская власть приказала жестче контролировать интернет

Глава Китая Ху Цзинь Тао распорядился ужесточить контроль за интернетом...

Українська правдаКитайская власть приказала жестче контролировать интернет
Глава Китая Ху Цзинь Тао распорядился ужесточить контроль за интернетом.

Это связано с тем, что Пекин опасается повторения народных волнений, которые уже охватили ряд африканских и ближневосточных стран, сообщает "Эхо Москвы" со ссылкой на Рэйтор.

"Китайские правозащитники и оппозиционеры в последнее время активизировались на различных сайтах, правда, как уточняет агентство, речь идет о ресурсах, размещенных на зарубежных площадках", - говорится в сообщении.

В Китае, по последним данным, насчитывается около 450 миллионов интернет-пользователей. На встрече с руководителями компартии Ху Цзинь Тао распорядился "держать под контролем виртуальное сообщество".

В Украине отключена работа сервиса whois для защиты персональных данных

Технический администратор домена .UA ООО «Хостмастер» закрыл публичный доступ к информации о физических лицах, зарегистрировавших доменное имя (так называемый сервис whois)...

"Зеркало Недели"В Украине отключена работа сервиса whois во исполнение закона о защите персональных данных
Технический администратор домена .UA ООО «Хостмастер» закрыл публичный доступ к информации о физических лицах, зарегистрировавших доменное имя (так называемый сервис whois).

Как сообщил администратор домена Дмитрий Кохманюк, выступая на седьмом конгрессе Интернет ассоциации Украины (ИнАУ) в пятницу, 18, февраля, такое решение «Хостмастер» принял, выполняя вступивший в силу в этом году закон „О защите персональных данных“, запрещающий передавать третьим лицам персональные данные физлиц без согласия последних.

„Сложилась уникальная ситуация: Украина — единственное в мире государство, где информация о домене является закрытой“, — возмутился отключением сервиса президент ООО „Интернет Инвест“ (один из крупнейших в стране доменных регистраторов Imena.UA, хостинг-провайдер Mirohost.NET, Киев) Александр Ольшанский, также выступавший на конгрессе.

По его словам, украинские доменные регистраторы направили запрос в Министерство юстиции Украины с просьбой разъяснить, касаются ли нормы закона глобального сервиса whois, однако до сих пор не получили ответа.

„Не стоило торопиться с отключением. Ответственность за невыполнение норм закона должна быть адекватна угрозам. Если этот сервис работает во всем мире, никто не стал бы вас за него наказывать“, — ответил ему заместитель главы Государственной службы защиты персональных данных Владимир Козак.

В целом новый закон вызвал значительный интерес со стороны участников конгресса. Так, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), президент компании „Евроиндекс“ Валерий Пекарь сообщил, что в ближайшее время президент союза, народный депутат Анатолий Кинах намерен зарегистрировать целый ряд поправок в закон.

„В нем (в законе) есть абсолютно безумные вещи: например, норма о необходимости получения разрешения физлица на внесение его персональных данных в базу, а затем информирование его о факте такого внесения. Служба защиты данных, новый контролирующий орган получил полномочия, сравнимые только с полномочиями правоохранителей“, — выразил возмущение Пекарь.

Глава Госслужбы Алексей Мервинский заверил участников конгресса, что закон прошел экспертизу в Совете Европы и „не содержит ничего сверхъестественного“.

„Понимаете, у украинского бизнеса — гипертрофированное чувство опасности относительно неточных формулировок. Нам надо вместе решать эту проблему“, — ответил Ольшанский.