Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
15.12.2008 11:18
При похожих обстоятельствах приходили ко власти Сталин и Гитлер
Газета.ua
Научный директор Центра социальных экспертиз Института социологии Юрий Саенко, 72 года, считает современными лидерами общенационального масштаба только Анатолия Гриценко и Арсения Яценюка.
Какие возможны модели поведения людей и общества в условиях нынешнего кризиса?
— Первым сработает инстинкт самосохранения нации. Это издавна свойственное украинцам. И как бы не ругали наш народ, но история со времен Хмельниччины показала: он способен сохранить язык, культуру, рожать гениев и лидеров.
С экономикой будет тяжелее. Во-первых, нет опыта деятельности в рыночной среде. Во-вторых, все давит монополистическая криминально олигархическая система. И она будет выбирать народ и вести его к бедности. Я не верю в то, что эта система самоочистится, в чем нас убеждают Ющенко и Тимошенко. Заверяют, что станут лучше, будут делать структурные реформы, оновят политикум. Вот Янукович так не говорит. Наверное знает, что никогда этого не сделает.
Кто же и что может изменить?
— Хотя украинцы и не имеют опыта демократии, но уже увидели, насколько это полезная вещь. Есть свобода слова, был Майдан, выступления граждан в Киеве и регионах. Общество приобретает опыт самоорганизации.
И если народ долго будут держать в кризисе, уничтожать его как носителя культуры, будут посягать на его благосостояние и собственное дело, доводить до нищеты семью, он поднимется. Люди уже почувствовали вкус своего дела, своего бизнеса. А это возвращение к чувству хозяина, которое всегда было присуще украинцам. Историческая память, хотя и медленно, но возвращается к нам.
Кроме этого, рождается новая молодая элита. Ежегодно 130 тысяч наших студентов учатся за рубежом. Часть их там и останется. Но большинство вернется. Конечно, среди них и дети олигархов. Но у них тоже под воздействием Европы и Америки изменится сознание. Единственный вопрос — как эта элита будет прорываться через заторы.
В чем самая большая проблема в преодолении кризиса?
— Менталитет наших олигархов и политиков. Первые быстро, за 5–10 лет, стали богатыми. Поэтому знают лишь одно — хватай и наживайся. Другие вчера были никем, сегодня стали всем. В западном мире политическую карьеру начинают с мэрий маленьких городков. Потом — губернаторство, сенат, конгресс. Нужно пройти все ступеньки и на каждой получить от народа ”пятерку”. У нас же созданная закрытая политическая каста. Они этим сильны и на этом будут держаться.
Уровень поддержки нашего парламента лишь три–пять процентов, но две трети граждан не хотят досрочных выборов. Почему?
— Это ощущение нынешнего бессилия. Люди понимают, что одни только выборы ситуацию не переломят. Будут те же фамилии и те же партии. С другой стороны, граждане не знают, что делать. Мы находимся в точке наибольшей неопределенности. Это очень опасное состояние для общества. Потому что при подобных ситуациях приходили ко власти Сталин, Гитлер и другие диктаторы.
Каких негативных явлений нам следует ожидать?
— Из-за бедности и потери работы растут заболеваемость, депрессии, количество самоубийств, преступность. На Западе считается нормальным уровень безработицы от 3 до 8 процентов. Если меньше, то люди перестают работать, больше — это угрожает социальным взрывом. Там подсчитали, что при увеличении безработицы на один процент количество криминальных преступлений растет на 3–4 процента.
Может ли это выплеснуться на улицу?
— Думаю, что протесты будут назревать. Точки неопределенности могут спровоцировать любые действия. В Греции, к примеру, полицейский случайно убил парня. Такое случается везде. Но это вылилось в массовые беспорядки и погромы. Потому что студенты были не довольны системой образования, условиями жизни и тому подобное. Социально психологическое напряжение достигло такого уровня, что достаточно было искры. Нашим власть предержащим нужно помнить большевистский лозунг: ”Из искры возгорится пламя”.
Кто может повести людей за собой?
— Наши средства массовой информации и система политической работы работают так, чтобы мы не видели новых лидеров. На всех телешоу продолжается ”базар” со старыми отработанными игроками. То есть имеем дефицит лидеров и моральных авторитетов. Это следствие потери интеллектуально духовного потенциала.
Новых современных лидеров общенационального масштаба я вижу только двух — Анатолия Гриценко и Арсения Яценюка. Это сильные, волевые и квалифицированные управленцы, знающие, что нужно делать. Имеют достаточный отечественный и зарубежный опыт.
Леонид Кучма талантливо создал олигархически криминальную систему сопротивления гражданскому обществу — заговор олигархов. А Ющенко оказался неспособным ее поломать.
Может ли расшатать эту систему кризис?
— Шансов быстро ее разрушить нет. Разве что глобальный финансовый кризис заставит олигархов осознать, что их капиталы и бизнес может спасти лишь это государство. Потому что если сюда допустить россиян, они их уничтожат. Если же открыться Западу, он задавит финансово.
Поэтому, может, в них проснется чувство потребности в национальной защите. Тогда придет понимание сознательнее защищать свое государство и свой народ.
А проблемами общества является старое сознание и отсутствие воли к изменениям. Из советской тоталитарной системы мы вскочили в олигархическо-криминальную. Люди проклинают демократию и рыночную экономику. Но в действительности у нас их нет. Потому что определенная группа людей из номенклатуры и криминала сначала захватила богатства Украины, потом — политическую систему и управление.
У людей есть потенциал протеста и изменения сознания. Его лишь нужно разбудить. Проблема в дефиците лидеров. Все 17 лет — одни и те же персоналии в политике.