19.08.2008 09:58
Шеварднадзе: Мы должны прогнать оккупантов
ИноСМИ
Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе обвиняет своего наследника в совершенных ошибках, критикует Россию за ее сомнительные действия и выступает за то, чтобы его страна продолжала прозападный курс
FOCUS: Почему Президент Михаил Саакашвили дал приказ грузинским войскам войти в Цхинвали?
Шеварднадзе: Он был полностью уверен в том, что так должно быть. Но здесь у меня есть сомнения. Это была ошибка, поскольку там находились российские миротворческие войска, а также, потому что Москва перед этим принудила осетин принять российское гражданство. Таким образом, формально у Кремля появлялось основание вмешаться, а именно для защиты своих граждан. Этого Саакашвили не учел.
FOCUS: Саакашвили к этому подстрекали политики, которые любой ценой хотели достичь результат, или он попался на российскую провокацию?
Шеварднадзе: Я бы не стал говорить о провокации. Военная операция была очень хорошо обдуманным решением Саакашвили. По нормам международного права у него было на это право. Остается вопрос, какую цель он преследовал. Я полагаю, что он сам этого не знает.
FOCUS: Неужели США не могли его притормозить?
Шеварднадзе: Американцы с этим не имеют ничего общего. Никто не спрашивал их совета. Мы сами виноваты в эскалации конфликта, но еще больше в этом виноваты русские. Российские войска сегодня находятся в нашем городе Гори. Что они там потеряли? Почему оккупированы наши города? Русские натворили много плохого.
FOCUS: Чего хочет Москва?
Шеварднадзе: Я считаю, вначале цели были скромнее, они хотели получить больше влияния на Грузию. Когда началась война, ситуация накалилась. Путин сказал, что целью России является защита маленьких народов Кавказа. Но что Москва сделала с Чечней? Они тоже маленький народ.
FOCUS: Следовательно Вы не верите в официально объявленные мотивы Москвы?
Шеварднадзе: Никогда в жизни! Москва не хочет, чтобы Грузия вступила в НАТО. Все, что делает Россия - нелегально и несправедливо.
FOCUS: Есть ли выход?
Шеварднадзе: Россия должна вывести солдат. Наша самая главная задача в том, что изгнать оккупантов! Потом мы должна начать восстановление и помочь жертвам войны. Несколько тысяч людей убито, многие ранены.
FOCUS: Признает ли Москва теперь независимость Южной Осетии и Абхазии?
Шеварднадзе: Нет. Если Кремль это сделает, он будет вынужден признать также независимость своих собственных национальных меньшинств, например, чеченцев. Или татар.
FOCUS: Действительно ли Россия заинтересована в стабильной Грузии?
Шеварднадзе: Раньше подобное было. Последние действия России показали, что Россия действует как дестабилизирующий фактор.
FOCUS: Должны ли российские миротворческие войска остаться в самопровозглашенных республиках?
Шеварднадзе: Этот вопрос не ставится. Они останутся.
FOCUS: Исчезнет ли поддержка, которую Саакашвили имеет у населения?
Шеварднадзе: Недовольство им раньше было больше, чем сейчас. Чем сильнее Россия будет стремиться сместить Саакашвили с поста, тем больше будет расти его авторитет. В этом заключается характер грузин!
FOCUS: Продолжится ли после войны интеграция Грузии в западные структуры?
Шеварднадзе: Сейчас, в эти тяжелые часы для Грузии, почти весь мир на нашей стороне и помогает нам. Это показывает, что мир изменился. Мы сохраним курс в направлении НАТО и ЕС и станем членами этих двух организаций.
Эдуард Шеварднадзе - 80 лет, с 1995 по 2003 гг. был президентом Грузии. Карьера в Советском Союзе: с 1985 по 1990 гг. - действующий политик (прозвище 'хитрый лис'), возглавлял Министерство иностранных дел СССР при Михаиле Горбачеве
Борис Райтшустер
("Focus", Германия)
|
Что-то другое эдику под страхом смерти нельзя говорить. Мы тебя все прекрасно понимаем.