Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
19.07.2007 11:07
'Лугансквода' - Впереди Украины всей
Попытки властей реанимировать «Луганскводу» за счет государственных средств провалились. Теперь «убитое» предприятие – впервые в Украине – решено отдать в концессию. С отработкой «пилотных тарифных проектов» по британским лекалам.
О том, что вода в Луганской области плохая, известно всем. О том, что она не соответствует ГОСТу «Вода питьевая», население также информировано. Более того, поставщик воды в области вынужден брать в Минздраве разрешение на подачу такой воды.
Основным документом, в котором можно найти систематизированные предложения о том, как улучшить водоснабжение в Луганской области, является разработанная в 2003 году Программа реформирования водопроводно-канализационного хозяйства. Тогда стоимость только первоочередных мероприятий, способствующих тому, чтобы предприятия перестало быть убыточным, составляла около 500 миллионов гривен. Эта программа была утверждена Кабмином, однако ни разу за все прошедшие годы не финансировалась в полном объеме. Эта тема буквально каждый год становилась предметом политических манипуляций со стороны многих политиков.
Луганская область проблемна с точки зрения поставок воды: запасы ее расположены таким образом, что самая густонаселенная и промышленно развитая часть области – южная – практически не имеет адекватных запасов. Самыми проблемными городами являются Антрацит, Красный Луч, Ровеньки, Свердловск, где сосредоточено колоссальное количество промышленных предприятий, которые также потребляют воду в больших количествах. Воду туда подают по многокилометровым трубопроводам и поднимают более чем на 300 метров.
Причем специалисты, говоря о проблеме, отмечают, что рельеф области очень сложен для водоподачи. Трубы прокладывают по территории, рельеф которой можно сравнить в зубцами пилы – за подъемом следует спуск… Сейчас более половины себестоимости подачи воды в города области составляет стоимость электроэнергии.
Система водоснабжения в Луганской области строилась в середине прошлого века – после того, как в Донбассе были открыты месторождения полезных ископаемых и началась их разработка. То есть тогда главной задачей государства было провести сюда воду, чтобы предприятия могли нормально работать. Тогда тому, сколько реально стоит эта вода, особого внимания не уделяли. Теперь этот вопрос – один из ключевых.
Более того, за последние 15 лет система водоснабжения пришла буквально в упадок – в этот сложнейший комплекс предприятий и сооружений, имеющий для государства стратегическую важность, средств практически не вкладывали. К тому же, систему строили исходя из того, что большая часть подаваемой воды будет использоваться предприятиями.
Теперь, когда многих из тех предприятий уже нет на карте, получается, что мощные насосы качают в города и поселки воду в тех же объемах, что и раньше, только раньше водой пользовалась и шахта, и шахтеры, а теперь только шахтеры. В общем, экономически предприятие несбалансированно и терпит миллионные убытки ежегодно.
Поскольку ни разу с момента утверждения финансирование программы не проводилось в полном объеме, можно лишь констатировать, что техническое состояние системы стало еще хуже.
Видимо, власти решили не надеяться на самих себя и пригласить на предприятие концессионера. Несмотря на то, что у большинства, вероятно, слово «концессионер» ассоциируется в первую очередь с бессмертными героями – Кисой (Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым) и турецкоподданым (Остапом Бендером), областной совет, возложив персональную ответственность за проведение конкурса на заместителя председателя Владимира ПРИСТЮКА, рассчитывает на положительные результаты.
Итак, что такое концессия? Государство отдает в пользование и управление свое имущество, частный бизнес платит «концессионный сбор» и работает на предприятии. По сути, государство или органы местного самоуправления доверяют третьим лицам полное или частичное управление обслуживанием, которое обычно относится к ее компетенции и за которое третье лицо несет эксплуатационные риски.
Но главная причина того, что избран именно такой формат привлечения бизнеса в «Луганскводу» в том, что обязательным условием концессии является осуществление инвестиций со стороны концессионера.
То есть тот, кто на конкурсной основе получит право управлять «Луганскводой», должен будет не только платить в бюджет концессионный сбор, но и проводить, по сути, реформирование и реконструкцию систем и сетей областного коммунального предприятия. Важным фактором также является то, что формально собственником предприятия остается громада в лице Луганского областного совета.
Во всем мире бизнес на естественных монополиях стабилен и очень прибылен. Ведь, действительно, кто бы ни был премьер-министром, какой бы язык ни был государственным, будем ли мы в НАТО или в СССР, принципиально никак не отразится на потреблении воды в Луганской области. Именно поэтому эта тема, хотя и чрезвычайно заполитизированная сейчас, все равно важнее всех остальных.
В принципе, концессионер, который придет на предприятие, будет заключать с областным советом договор, где должны быть зафиксированы все нюансы правоотношений двух субъектов. Однако уже сейчас сама перспектива допуска в такую важную отрасль частного бизнеса у многих вызывает опасение.
В первую очередь потому, что, владея «трубой», можно диктовать свои условия не только руководителям властных структур, но и многотысячному населению области. Более того, Луганская область – «впереди Украины всей», именно у нас впервые в Украине будет отдано в концессию областное коммунальное водопоставляющее предприятие. Власти, которые приняли такое решение, понятное дело, в первую очередь акцентируют внимание общественности на «плюсах» концессионной перспективы – дескать, частный бизнес, вложив в предприятие определенную сумму денег, сможет привести в порядок сети, это уменьшит потери воды, которые, как известно, на отдельных участках трубопроводов достигают 70% (!).
Также, возможно, частнику будет предложено улучшить технологии очистки воды, и тогда, может быть, луганчане наконец-то станут получать воду не хуже, чем в других регионах, или хотя бы не намного хуже. Это, безусловно, положительные начинания, поскольку по большому-то счету для тех, кто, придя домой, открывает кран, абсолютно все равно, как называется фирма, которая подает в этот самый кран воду, и в чьей собственности она находится.
Но тут возникает ключевой для потребителя вопрос – вопрос тарифа на эту самую воду. В принципе, во властных структурах часто говорят о том, что, если концессионер снизит потери и ненужные затраты старых электронасосов, это уже позволит ему зарабатывать – даже при существующем тарифе. То есть первое – это снижение непроизводительных затрат. Это даст возможность высвободившиеся деньги направлять на дальнейшую реконструкцию и реформирование. Однако так ли это?
10 июля в Луганском областном совете обсуждали перспективу концессии ОКП «Лугансквода». Свое мнение по поводу целесообразности передачи в концессионное управление коммунального предприятия высказали ученые и практики Луганска, Киева, Донецка, Харькова. «На сегодняшний день мы видим два возможных пути решения проблем компании «Лугансквода», — отметил заместитель председателя областного Совета и глава комисии, которая разрабатывала проект соответствующего решения, Владимир Пристюк.
– Первый – это простое механическое повышение тарифов, в чем, разумеется, не заинтересован никто, и что, по большому счету, проблемы не решит. Второй путь – это передача «Луганскводы» в управление на основе концессионного договора. По мнению депутатов облсовета, это наиболее оптимальный вариант решения проблемы водообеспечения. Во-первых, потому что в этом случае мы не теряем права собственности на имущественный комплекс предприятия, во-вторых, он подразумевает вложение в его развитие серьезных частных инвестиций. Кроме того, возможностью передачи «Луганскводы» в концессию заинтересовался ряд зарубежных компаний».
На первый «круглый стол» для обсуждения проекта решения о передаче предприятия в концессию позвали ученых. Их комментарии в основном касались технической стороны документа – определения понятий, требований к претенденту, и так далее. Однако уже там прозвучали сомнения, что предлагаемый сейчас срок концессии – 25 лет – устроит претендентов.
А член конкурсной комиссии по передаче «Компании «Лугансквода» в концессию Николай АНДРИЙЧУК предложил добавить еще одно требование к концессионеру – опыт подобной работы на территории СНГ. При этом он не исключил, что это требование может стать одним из основных, поскольку условия работы в сфере ЖКХ на территории СНГ практически идентичны, и положительный опыт в этой сфере может свидетельствовать о многом.
Директор научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Валерий КРАВЧЕНКО призвал осторожно отнестись к составлению договора, предусмотреть рычаги влияния на концессионера. По его словам, прежде всего необходимо четко определить, во что именно концессионер должен вложить 500 млн. грн., чтобы это действительно дало положительный результат.
Для этого концессионер должен составить программу развития системы водоснабжения области. При этом эффективность этой программы, рассчитанной на 500 млн. грн., остается под вопросом. «Как только появляется эта программа, вы увидите, что эти 500 млн. – это семечки для вашей системы», — уверен Валерий Кравченко. По его словам, этих денег не хватит и для того, чтобы привести качество воды хотя бы к советским ГОСТам – 500 млн. не хватит и для половины городов.
Все приглашенные эксперты обращали внимание на тарифную политику.
О рисках и негативах пока не говорят. Хотя, несмотря на то, что в этих документах пока еще публично не разбирался ни один эксперт, уже прозвучали слова, которые могут настораживать, – это слова Андрийчука о том, что предпочтение нужно отдавать компании с корнями в СНГ.
Это уже как минимум тянет на неконкурентные условия, притом что неоднократно подчеркивалось, что претенденты на концессию «Луганскводы» уже есть, среди них один из России и несколько европейских компаний. Но поскольку официально конкурс еще не объявлен, то представители власти пока что отказываются называть тех, кто предприятием интересуется.
Тарифы, вероятно, самая опасная часть договора. Тот же Валерий Кравченко говорил о том, что тарифы, исходя из нынешней реальности, нужно повышать еще как минимум на 30%.
Нельзя не привести в пример историю с «Лугансктепловозом» – парламентская оппозиция до сих пор говорит о том, что предприятие отдали россиянам на неравных условиях. Несмотря на то, что в определенной степени с предложением Андрийчука о преимуществе концессионера из СНГ в какой-то мере можно соглашаться, также не стоит забывать и о том, что отдать «Луганскводу» тем же россиянам (тем, о которых неофициально говорят в кулуарах) было бы, наверное, правильно в плане того, что средств у них точно хватит, да и бизнес-проект наверняка будет высококлассным.
И чем лучше будет проект, тем более детально в нем будет прописана тарифная политика – по сути, основной источник заработка в этой сфере. Но они могут иметь и политический интерес в получении контроля над природным монополистом.
Зампред областного совета Владимир Пристюк обещал максимальную прозрачность в действиях властей в вопросе концессии областного коммунального предприятия «Лугансквода» и в течение еще полутора месяцев обсуждение проекта решения областного совета с общественностью.
Зампред ЛОГА по вопросам ЖКХ Леонид РИСУХИН говорит, что сейчас администрация отрабатывает с профильным министерством возможность проведения «пилотного проекта» по внедрению системы регулируемого тарифа. Судя по всему, эта инициатива связана именно с концессией «Луганскводы», поскольку разработчики опираются на опыт Великобритании. «На тариф влияют объективные факторы вроде роста зарплаты или подорожания электроэнергии. С другой стороны, экономика предприятия разбалансирована, очень большие потери воды и доставка воды очень энергоемка – затраты электроэнергии на куб воды в Луганской области в два раза выше аналогичных показателей в среднем по Украине.
В результате внедрения предусмотренных концессией мероприятий, затраты предприятия снизятся, и для этого должны быть предусмотрены коэффициенты снижения тарифов. Именно так в Англии регулируются тарифы на услуги природных монополий. Я думаю, что у нас получится внести в договор условия как для повышения, так и для снижения тарифа», – считает Леонид Рисухин.
По его прогнозам, до февраля-марта навряд ли удастся провести конкурс – это связано в первую очередь с юридическими нормами и согласованиями. Более того, Рисухин считает, что и сам концессионный договор может быть опубликован, кроме разве что разделов, которые касаются финансов. Но в целом власти пока что не торопятся – опыта концессий водопоставляющих предприятий в Украине нет, и приходится опираться на «полезные советы» европейцев.