.
Луганские новости
Луганские новости:

15.03.2005
На востоке ждут гражданской войны (Зеркало недели)


НОВОСТИ.dn.ua

Киевляне привыкли считать себя хорошо информированными людьми — в отличие от тех же жителей Донбасса. Почти все мы убеждены: в шахтерском крае плохо знают, что на самом деле происходит в Киеве. И это действительно так. Но это — лишь половина правды. Другая же половина заключается в том, что и Киев, в свою очередь, не знает и тем более не чувствует даже десятую долю того, что сейчас происходит «там». Пусть бы только рядовые жители — но ведь и государственная верхушка тоже не знает и не чувствует...

«Ющенко шахты закрывал, а Янукович открыл»; «И за это у нашего президента (Януковича) коварные киевляне вместе с захидняками из рук выхватили победу»; «При Ющенко долги по зарплате росли, а при Януковиче зарплаты начали платить»; «Будучи вице-премьером, Ю.Тимошенко развалила энергетику, и мы сидели без света».

Это далеко не все мифы, в которые твердо верят «донбасяне», так в шутливо-пренебрежительной форме окрестил большинство моих земляков Юрий Луканов в «Українській правді» («За що мені любити донбасян?»). Его взгляд на Донбасс, по-моему, довольно точно отражает мнение большинства киевлян.

Юрий (мой давний знакомый), конечно же, прав, когда отмечает, что на Донбассе с приходом к власти Виктора Януковича завершилось создание своеобразного информационного зонтика, контролируемого небольшой группкой людей... Также вполне справедливо он пишет: «Все люди имеют право жить так, как они хотят. Если донбасянам нравится такая жизнь, ну и пусть. И я никогда бы не стал писать о них эту хамскую статью, если бы не один момент: они хотели этот свой образ жизни навязать мне».

В этом утверждении и заключается распространенная ошибка киевской точки зрения. Ведь это не «они» хотели навязать нам свой образ жизни, а старая власть, ее слуги и прислужники. «Донбасяне» же, которые лишь в последние годы ощутили последствия экономического оживления, хотели только одного: не мешайте нам, не разрушайте это хрупкое достижение. «Они» вообще-то о потаенных сторонах «своего образа жизни» мало что знают. А точнее — догадываются, и сегодня не хотят об этом думать, принимать во внимание. Это не вина их, а беда. И говорить колкости человеку, попавшему в беду, — не по-христиански. Майдан призывал нас быть более нравственными, а следовательно, более терпимыми, милосердными, чем мы были раньше.

Попытаемся понять: какие чувства вызывает у украинца унижение национального достоинства? Такие эмоции бурлят в среде «гвардии труда» сегодня. А Киев как будто и не видит, и не слышит. А может, действительно слепой и глухой — именно так это воспринимается.

Перенося свое пренебрежение с представителей старой власти на жителей Донбасса, мы делаем ту же ошибку, которую делают «донбасяне»: им мерещится, что киевляне на Майдане протестовали не против обнаглевшей власти, а против всех донецких — шахтеров, металлургов, студентов, пенсионеров... И все проклятия оранжевых против «янучар» ловкие пиарщики «канализировали» просто в лицо миллионам донбасовцев. Их реакция была естественной: за что нас оскорбляют, что мы сделали плохого киевлянам и всей Украине?

Когда-нибудь специалисты объяснят, каким образом пиарщикам удалось сделать то, что мы считаем невероятным. Но это злодейство уже свершилось, и не замечать его последствия, недооценивать их — более чем опасно.

На протяжении последних 40 лет, с тех пор, как я сознательно помню и знаю Донбасс, здесь не было массового агрессивного психоза: ни в советские времена, ни в период последней украинской разрухи в 90-е годы. Еще в 60-е отчетливо ощущался постсталинский страх, в 70-е снисходительно смотрели на «дарагого гарячо любимого Ильича», в 90-е молча затянули пояса, когда начали останавливаться шахты. И вот я вижу кардинально иное, агрессивное общество. Вижу совершенно неожиданно для себя — при том, что бываю там регулярно.

Сегодня, в 2005-м, почти все донбасовцы чувствуют себя одураченными, оскорбленными и нравственно изнасилованными.

Только сейчас я понял, как люблю своих земляков (которые едва не избили меня в последнюю встречу). Люблю, поскольку это духовно сильные люди, прямодушные и искренние. Люди, имеющие чувство собственного достоинства («Донбасс никто не ставил на колени»). Это люди, мужественно работающие под землей, у мартеновских печей («не смыкала наша Родина очей»); люди, производящие лекарства, лазеры и «Кольчуги». Это край тружеников, воспитанных (пусть не совсем адекватно) на именах, которые были во всех советских учебниках: шахтеров Алексея Стаханова и Никиты Изотова, сталевара Макара Мазая, трактористки Паши Ангелиной... Эти люди вместе со своими отцами и дедами создали половину тяжелой индустрии Украины, и они имеют все основания гордиться результатами своего нелегкого и опасного труда.

До боли жалко земляков, ставших жертвами современных массовых манипуляций: от советских внушений о «великом и могущественном» через антиукраинское телезомбирование в течение последних пятнадцати лет вплоть до антиющенковского шабаша 2004-го. Считаю, что за такое издевательство над миллионами людей нужно установить уголовную ответственность — как за преступления против человечества.

Например, руководителей «Белого братства» упекли за решетку. А здесь ни одному заказчику, организатору или исполнителю многолетнего издевательства над психикой миллионов людей даже предупреждение до сих пор никто не вынес. Более того, внушать и сегодня продолжают всеми возможными способами.

Разумеется, это мое субъективное впечатление от последнего общения, состоявшегося в январе. И чтобы определенным образом «объективизировать» выводы, должен сообщить некоторые обстоятельства моей биографии и наблюдений.

Родился, учился и работал в Донбассе до 1979 года. Родом из шахтерского города по соседству с Енакиевом — родным городом В.Януковича, который младше меня всего на три года. В школе и техникуме учился чуть раньше, чем вчерашний премьер, за которого проголосовало свыше 90 процентов моих земляков — вполне искренне, в чем я с огромным удивлением убедился.

Удивляться, с точки зрения киевлянина, было чему. Но я удивлялся еще и с точки зрения земляка и родственника, который давно и хорошо знает, чем действительно живут эти люди. Сам я почти шесть лет работал на шахте, потом — четыре года журналистом в Донецке. Давно переехал в Киев, но регулярно бываю там, где живут друзья, коллеги, моя большая родня, просто давние знакомые: рабочие, служащие, педагоги, журналисты, бизнесмены, пенсионеры...

Они и стали для меня своеобразной «фокус-группой». Таким образом, социальный срез я получил довольно представительский, чтобы считать его еще и довольно типичным. К тому же общаюсь со своими «респондентами» по 20—40 лет: сегодняшнюю информацию есть с чем сравнить.

Из четырех десятков опрошенных лишь трое голосовали за В.Ющенко. Но избегают говорить об этом вслух. Даже родственники и давние знакомые в основном — антиющенковцы. Один из них позвонил по телефону на Сумщину и после пятиминутного разговора сообщил: начал разговор с сестрой, а закончил — с врагом.

Рассказывать о себе и своих близких, конечно же, не самое лучшее для журналиста. Но моя профессиональная принадлежность не имеет отношения к нижеследующим заметкам: ни одна редакция не поручала мне собирать фактаж и писать эти «наблюдения». И не на гонорар я рассчитываю, а только на внимание — прежде всего внимание киевлян, пребывающих в эйфории от оранжевой победы. И даже приблизительно не представляющих, что происходит с миллионами людей бывшей «всесоюзной кочегарки».

Конечно, киевляне (в массе своей) имеют полное право чего-то не знать, не обращать внимание на какие-то особенности жизни в провинции. Но одно дело, когда люди понимают, что чего-то не знают, и совсем другое — когда считают, что знают, что они «в курсе», тогда как это абсолютно не соответствует реалиям. Такое превосходство совсем недавно привело страну на край пропасти. Кто из киевлян еще весной прошлого года считал тогдашнего премьера серьезным соперником в президентских гонках?

Но и сейчас мы недалеки от пропасти: самые горячие головы на востоке ждут гражданской войны (есть такие!), ходят серьезные разговоры об «отсоединении» от Киева, жирующего в годы независимости за счет «беспощадной эксплуатации» промышленных регионов вообще и Донбасса — прежде всего. Здесь вызывает зависть уровень жизни восточных соседей, очень популярен российский президент, так умело «построивший» своих олигархов.

Конечно же, никто не задумывается над тем, что в случае гипотетического присоединения к России тот же В.Путин «построит» и Р.Ахметова, которому это вовсе ни к чему. И который, кстати, очень популярен «в народе»: «лишь только покупает он предприятие, оно начинает работать, начинают людям зарплату платить». И это правда! Хотя далеко не вся. Поскольку кто его знает, почему на самом деле простаивали государственные предприятия, почему жил в роскоши директорат, тогда как рабочие годами не получали деньги? Кто привел эти предприятия к банкротству (настоящему или искусственному) и потом дешево покупал?

Но кто сказал, что люди хотят сегодня знать ВСЮ правду?

И лидером ВСЕЙ Украины Виктор Ющенко не станет, пока не признает и не изменит свое представление о ситуации в Донбассе. Поскольку слишком легкомысленно, как для Президента, прозвучали его заверения, что в ближайшие месяцы опухоль в Донбассе рассосется сама собой — под влиянием сбалансированной после 21 ноября информации центральных (общеукраинских) телеканалов. Это была первая ошибка, озвученная Президентом в январе.

На тот момент, когда я в Донбассе слушал фантастические представления о событиях конца 2004 года в Киеве, шел, кстати, уже третий месяц довольно сбалансированного информирования по трем каналам В.Пинчука, «1+1» и Первому национальному.

Но им не верят, поскольку они же сперва хвалили Януковича, а теперь Ющенко — продажные люди. И потому почти не смотрят. А если смотрят, то через сито: видят и слышат лишь то, что подтверждает их нынешние (искренние!) полуфантастические убеждения.

Мало смотрят упомянутые каналы еще и потому, что — на украинском языке, изучать который в русифицированном регионе никто практически и не собирался. Поскольку государственные учреждения, преподавание в высших учебных заведениях — как при царе. Лучшими здесь считают московские телеканалы (якобы объективные, так как вне украинских «разборок»), затем идет печально известная «Украина» и только потом — «Интер». «Эре» тоже не доверяют, а о «5 канале» мало кто знает и главное — не стремится знать.

Не хотят знать, так как уверены: нас обманывают, они продались американцам, как и демонстранты на Майдане, стоявшие там за доллары. Когда я сказал, что ни сам, ни два моих сына долларов, к сожалению, не получили, — именно здесь была самая бурная реакция. Сын моего троюродного брата ответил: «Ну и дураки, что не получили. Вон наши бомжи с вокзала на Майдан ездили: возвратились упакованными, да еще и квартиры приобрели — за то, что в палатках там три недели пролежали».

Муж двоюродной сестры в ответ об отсутствии долларов вскипел и попросил: «Саня, помолчи, а то я тебе сейчас морду набью». А он, добрейшей души человек, вне «политики», килограммов на 40 тяжелее меня — вот я и замолчал. Дальше говорили уже о родственниках и о надеждах на урожай.

Как не бить того, кто мешает пребывать в согласии со своей психикой, где все уже разложено по своим полочкам? А здесь приехал родственник из хитрой и сытой столицы — хочет эти полочки разрушить. Не позволю, хоть и родственник! Не позволю, хотя он, кажется, и не врет.

Поговорить более содержательно удалось только с двумя собеседниками. Первым был сосед по купе в поезде №20 — инженер, выслушавший мои аргументы и оставшийся при своих убеждениях. Подтвердить свою позицию он не смог — кажется, потому, что от него этого никто и не требовал. Указал лишь на известный недостаток аргумента о киевском бюджете: там центральные офисы предприятий со всей Украины, в частности и с Донбасса. Так что и налоги идут в Киев, хотя зарабатываются в провинции.

Второй случай произошел уже там. Понадобилось пять часов интенсивной беседы, чтобы только подвергнуть сомнению фантастические предубеждения против коалиции В.Ющенко у двоюродной сестры — женщины с высшим образованием, всегда критическим взглядом на жизнь, с богатым жизненным и социальным опытом. И это при том, что заочно мне помогала ее дочь, живущая сейчас в Киеве. При том, что к началу разговора моя собеседница, в отличие от большинства, уже довольно критически относилась к В.Януковичу.

Любые аргументы, не вписывающиеся в «матрицу», как правило, вызывают раздражение, стремительно перерастающее в истерику. По-видимому, людей загнали в глухой психологический угол: если они позволят себе сомневаться, можно с ума сойти. А кто же добровольно хочет стать сумасшедшим?

Киевляне не хотят это понимать, и последствия такого нежелания усугубляются на глазах. Уже в феврале, когда Ющенко выступил с подчеркнуто жесткой, не присущей характеру Президента речью перед «активом» Донетчины во время представления нового председателя областной госадминистрации. Возможно, он прислушался к имиджмейкерам, посоветовавшим выступить в Донецке в роли крутого мужика, которых там уважают. Но эффект оказался противоположный. Все, безусловно справедливые, упреки Президента в адрес донецкой верхушки опять же были посредством телеканалов брошены в лицо того же электората, который опять же (безусловно, справедливо) пришел в негодование из-за огульных обвинений из уст главы государства («Куда вы смотрели?», «Что вы здесь наделали?», «Вы будете отвечать!»)

Неужели и в дальнейшем демократизированный и элегантный Киев сам будет углублять пропасть, вырытую специалистами по психологической войне между русско- и украиноязычными регионами Украины?

Если Киев считает себя хорошо информированным городом, не он ли должен немедленно начать интенсивный диалог с Донбассом: с помощью телемостов живого межличностного общения, что теперь особенно важно, искусно продвигая правдивую информацию на эту беспощадно русифицированную «терра инкогнита»?

Оригинал: газета "Зеркало недели" № 9 (537) Суббота, 12 - 18 Марта 2005 года

Обсудить на форуме : отправить статью по e-mail : версия для печати
Подписаться на луганские новости

Готовы ли украинцы отдать всю власть военным
В Луганске рассказали, как будут отжимать жилье уехавших
Экс-главарь Донбасса из тюрьмы просится на войну
Московский патриархат предлагают признать террористической организацией
Зеки зверствуют на Луганщине
Появились спутниковые снимки последствий авиаудара по Луганску
Трамп заставит Украину отдать Луганск - CNN
Илон Маск отказался отключить связь Starlink русским оккупантам в Донбассе
Выжившие луганские шахты подарят России
Что взорвалось в Луганске