.
Луганские новости
Луганские новости:

11.02.2005
Проект А.Мороза о языках может консолидировать страну и примирить регионы


Донбасс

Дискуссия вокруг предоставления русскому языку того или иного статуса с момента окончания президентских выборов вышла из плоскости политических спекуляций. Ныне уже политикам нет нужды привлекать голоса избирателей - в том числе и используя желание людей общаться на родном языке. Итак, главным и окончательным аргументом в решении вопроса о статусе русского языка стала только лишь объективная потребность украинских граждан.

По завершении избирательного процесса стало понятно, что те, кто активно спекулировал вопросом языка, забыли, что когда-то этот вопрос поднимали. То есть ожидания жителей восточных и южных регионов Украины, которые ощущают необходимость расширения круга официальных языков, оказались невыполненными.

Но проблема остается проблемой. И решать ее нужно. Чем быстрее - тем лучше. Лишь бы уже на следующих выборах в 2006 году лицемерное использование языкового вопроса не стало тем средством достижения политических целей, которое искажает отношения граждан к той или другой партии.

Лидер политической силы, которая, учитывая ее членство в Социнтерне, является интернационалистской (СПУ), Александр Мороз внес как в парламент, так и на суд общественности проект нового языкового закона. Авторство лидера именно СПУ, как силы, которая всегда выступала в качестве консолидатора, является признаком поиска рационального политического компромисса, который едва ли будет возможен, если подобные изменения будет инициировать более ангажированная политическая сила.

Итак, законопроект определяет обязанность государства поддерживать и развивать языки этнических групп. Речь идет о предоставлении национальным языкам статуса официальных в границах отдельных территорий и по всей Украине по решению Верховной Рады. Если община села, района или области через своих депутатов в представительных органах решит, что в этой местности уместно будет предоставить гражданам право пользоваться своим национальным языком не только в быту, то будет соблюдено право этих языков как официальных на данной территории, в том числе и в общении с государственными органами.

Люди, которые с детства воспитывались на русском языке и ныне не имеют возможности или не желают изучать украинский, смогут говорить и писать так, как им нравится. Государство же, со своей стороны, создает все условия, чтобы каждый житель Украины мог знать и свободно общаться на государственном, своем родном и одном из иностранных языков.

С другой стороны, закон о языках (который уже будет называться "О языках в Украине", а не "О языках в Украинской ССР", который достался нам от советского прошлого) никоим образом не будет мешать развитию государственного языка - украинского. Тем более, что общеизвестен тот факт, что не законы определяют желания людей развивать или угнетать свой язык, а совсем другие факторы. В частности - уровень жизни в стране.

Проект Александра Мороза сразу же после вынесения на обсуждение получил ряд откликов. Наиболее критически к инициативе лидера украинских социалистов отнесся председатель Киевского благотворительного фонда имени Олексы Гирныка "Українським дiтям - українське слово" Юрий Гнаткевич. Открытые письма Гнаткевича и Мороза начали реальную, а не спекулятивную дискуссию вокруг статуса русского языка. Есть надежда, что инициированная социалистами дискуссия о статусе языков завершится принятием законодательного акта, который снимет эту проблему навсегда.

Открытое письмо Александру Морозу по случаю 27-летия самосожжения Олексы Гирныка

Уважаемый Александр Александрович!

21 января минует 27 лет, как на Монашеской Горе возле могилы Т. Шевченко, протестуя против политики русификации Украины, сжег себя Олекса Гирнык. Олекса видел, как благодаря национальной и языковой политике Компартии, которая открыто взяла тогда курс на создание "единого советского народа" и, конечно же, "единого русскоязычного пространства", ассимилируется и русифицируется украинский этнос. Олекса пожертвовал своей жизнью ради украинского языка и своей нации, когда ему было 63 года. А что сделали Вы, Александр Александрович, в свои 63 года?

Накануне Дня соборности и годовщины самосожжения О. Гирныка Вы внесли в Верховную Раду законопроект, где предлагаете законодательно закрепить равенство русского и украинского языков. Очевидно, Вы не в силах провозгласить русский язык государственным через Конституцию, так как для этого никогда не найдете 300 голосов, поэтому стараетесь провозгласить русский язык официальным, т.е служебным, а тем самым государственным, через закон. Понятно, что Вы делаете ход конем. Непонятно лишь, для чего. Ведь Вы хорошо знаете, к чему привело конституционное закрепление равенства белорусского и русского языков в Белоруссии. Там белорусский язык остался сейчас лишь на отдельных вывесках.

Общеизвестно, что проблема украинского языка в Украине еще не разрешена. Государственным его лишь провозгласили, но таковым он еще не стал. Он пока ощущает себя попрошайкой под домашним порогом родных детей. Украинскому языку оказывают сопротивление все те украинцы, кого империя успела "розукраїнити" или даже превратить в национально-бесхребетных оборотней типа Базелюка и Яковенко. Господствующим языком в большинстве сфер жизни и в сознании большинства украинцев остается язык бывшей империи. Вместо того, чтобы призвать украинцев постепенно научиться пользоваться языком предков, Вы хотите провозгласить имперский язык официальным, т.е служебным, а потом - государственным. Вы хорошо понимаете, что, провозгласив господствующий русский язык официальным под видом заботы о правах русского нацменьшинства, Вы лишите украинцев желания и потребности в своем национально-языковом возрождении. Как преподаватель иностранных языков и специалист в области методики их преподавания я хорошо знаю, что основным фактором производительности изучения любого языка есть мотивация. И все, кто ныне находится в состоянии осознания уважения к украинскому языку и необходимости его изучения, кинутся назад к русскому языку и к осознанию себя "человеком нового типа".

Вы горячо и самоотверженно заботитесь о правах россиян. А Вы когда-нибудь слышали, чтобы русские лидеры в Москве, руководители русских общин в Украине, кто-нибудь из известных россиян высказывал обеспокоенность горькой судьбой украинского языка в Украине? Разве они переживают о том, что в Украине подавляющее большинство украинской молодежи не знает, не любит, сторонится и стыдится украинского языка? Неужели они не знают об уничтоженном украинском кино? Неужели они не слышали о том, что лишь одна из двадцати книжек в Украине является украинской книжкой, а девятнадцать - русскими? Разве они не в курсе дела, что лишь восемь процентов общего тиража газет в Украине являются украиноязычными? Они разве не знают, что почти вся армия является русскоязычной? Они не ведают, что в Луганске нет ни одной украинской школы, а в Донецке и Днепропетровске власть за-крывает последние украинские классы? Знают и молчат. Они это поддерживают. Они горой стоят за права россиян и никогда не заступились и, надо думать, не заступятся за украинский язык и права украинцев даже тогда, когда во всей Украине, например, не осталось бы ни одной украинской школы.

А теперь целиком конкретный во-прос. Сын моего односельчанина поступил в так называемый Национальный технический университет "КПИ". Из всех преподавателей, которые ему преподают, лишь один додумался преподавать по-украински. Он читает курс украинской деловой речи. Я спрашиваю: "Кто заступится за моего земляка? Почему так бессовестно и безнаказанно нарушаются его национальные права? Как ему, первокурснику, их отстаивать? Может, бастовать или пикетировать? Может, обратиться к министру образования? Но говорят же, что министра образования Виктор Ющенко назначит по квоте Вашей партии. Вот Вам и заколдованный круг, вот она, безысходность. Как бороться украинцам за свои права, если сам Мороз их предает? Если идти по логике предложенного Вами законопроекта, то украинцы востока и юга нашей страны никогда уже не возвратятся к своему языку и своим национальным истокам, а Украиной там, извините, и не будет пахнуть. Пройдет время, и за украинское слово там украинцев будут бить, как ныне в Минске бьют белорусов за белорусский язык, который стал признаком и оружием оппозиционеров. Ведь там на публичных белорусскоязычных смотрят как на национальных предателей.

Александр Александрович! Когда Вы впервые появились на сцене Майдана, радости моей не было границ. Я от душевного потрясения чуть не заплакал. Встретив Вас в кулуарах Верховной Рады, я сказал Вам, что беспредельно счастлив, что мы в конце концов вместе. Сегодня я увидел, что радость моя была прежде-временной. Украинских национал-демократов и нынешних социалистов разъединяет идеологическая пропасть. Мы путем национально-патриотического воспитания молодежи и прививания уважения украинцев ко всему национальному планируем постепенно возвратить украинцев к своему языку и национальному самоосознанию. Коммунисты и социалисты хотят под видом соблюдения прав россиян и русскоязычных украинцев за-крепить нынешнее состояние украинской нации, фактически поделив ее в недалекой перспективе на две нации. Ведь двуязычных наций не бывает. Это хорошо понимал Олекса Гирнык и сжег себя, протестуя против такой политики.

Юрий Гнаткевич, председатель Киевского благотворительного фонда им. Олексы Гирныка "Українським дiтям - українське слово", председатель Киевской городской организации УРП "Собор", депутат Верховной Рады 1-го созыва.

Открытое письмо Александра Мороза Юрию Гнаткевичу

Уважаемый Юрий Васильевич!

Если бы я не уважал Вас за Вашу общественную позицию, зная ее еще с начала 90-х, то не стал бы отвечать. Пожалел бы время. Не учитывал бы даже то, что Ваши соображения не созвучны ни с одной публикацией, с письмами ко мне тех, кто считает себя патриотами. Ясно, что я при этом (воспользуюсь Вашей методикой построения выводов) не патриот, то есть антигосударственник, а в итоге предатель.

Трагедия Олексы Гирныка не должна забываться, и хорошо, что Вы возглавляете одноименный фонд, беспокоясь об украинском языке. Вред лишь в том, что в своем письме основную его заслугу вроде бы усматриваете в самосожжении. Убежден, не годилось бы всуе злоупотреблять подобными аргументами. Грех. Укоряя меня этой жертвой, Вы предлагаете совершить что-то подобное? Почему же сами на это не способны? Почему усилиями Вашего фонда не пробуждено внимание к украинскому языку не то что у всей многоязычной нации, а хотя бы у ее официальных проводников? Прибавив мне возраст, думаю, Вы надеетесь, что я успею что-то сделать в отведенный Вами срок. Одновременно скажу (извините за нескромность, но это очевидно), что я успел за более короткий период утвердить конституционно украинский язык в статусе государственного, успел обратиться к совести людей, доказав преступную суть антиукраинской власти, которой поклонялись, которую укрепляли слишком многие из тех, кто считает себя искренним поборником украинства. Успел оказать содействие изданию полного собрания сочинений Т.Г.Шевченко и первому за годы независимости взносу в шевченкиану - изданию "Давыдовых псалмов". Продолжать не буду, чтобы никому не показалось, что я оправдываюсь. Нет нужды.

Вместе с тем напомню, что Ваши единомышленники за последние годы ведали гуманитарным сектором общественной жизни, информационным пространством, просвещенской областью. Припоминаете ли Вы с их стороны хоть одну инициативу в направлении поддержки развития украинского языка и литературы? Вы заведомо отвергаете возможность руководства Минобразования Стани-славом Николаенко, но найдете ли Вы кого-нибудь, кто больше сделал для защиты (хотя бы от воровской власти) учителя, для сохранности профессионального, специального и высшего образования, для защиты науки? Не найдете. Ваши же симпатики оказывали содействие притеснениям "Сiльських вiстей" - чуть ли не единственной в Украине на самом деле украиноязычной газеты. Они попробовали искалечить украинское правописание. Ничего не сделали против загрязнения языка диалектизмами, иноязычными словами и выражениями на телевидении и радио, в газетах. Вы упоминаете о беде белорусского народа, дескать, расправляются там с теми, кто разговаривает на родном языке, он мол полностью вытесняется из обихода русским. Не буду спорить. Но, много раз бывая в командировках, в т.ч. в северных областях Украины, имел возможность смотреть белорусское ТV. О содержании говорить не стану, а относительно языка... Дай Бог украинскому телевидению иметь такое соотношение в объемах речи разных языков. Да и зачем далеко ходить? Проанализируйте все праздничные новогодние передачи на всех каналах украинского ТV. Там "українською" говорил разве что Андрей Данилко. В чем причина? Неужели в моем проекте закона, которого не было еще в проекте (извините за тавтологию)?

Неужели тем, кто будто бы стоит на страже языка, не видно его калечения рекламой наподобие кощунственного "свiт диванiв" или "вiдiрвися на повну!"? Неужели не слышат с экрана ТV "спецiяльнi" тексты, где звучат в "телеетерi" сообщения относительно встречи кого-то из "достойникiв" на... "летовищi"? У меня на столе всегда "Большой толковый словарь современного украинского языка". Среди 170 тысяч зарегистрированных там слов и словосочетаний хватает комментариев относительно их значения. "Етер" - поэтическая форма слова "ефiр", собственно места, где находятся ангелы. Эфир - пространство, в котором распространяются радиоволны. "Летовище" - западноукраинский (заимствованный из польского) синоним слова "аеродром". Если мы патриотически распространяем диалектизмы, то почему не говорим "мишок", "писок", как наши полищуки? "Чом ви, сараки, си мучите? (чом, бiдаки, ви мучитесь?)" - говорят буковинцы, обращаясь, наверное, ко всем "патриотам". Диалектизмы разнообразят язык, возникая преимущественно на границах языковых групп, но это не означает, что они универсальные, необходимые везде. Не случайно и действующий закон о языках требует уважать эти границы, запрещает смеяться над другими языками. А вы посмотрите на транскрипции с русского, которыми Вы и Ваши последователи руководствуетесь, чтобы доказать свою правду. Вы не думаете, что они обижают миллионы членов нашей нации, для которых русский язык родной? Почему в этой тонкой сфере вы так неосторожны, часто грубы?

Я забочусь о правах всех граждан Украины. Это моя обязанность депутатская, это мое убеждение. Вы не напрасно упоминаете о пропасти между национал-демократами и социалистами. Она меня менее беспокоит, так как надуманность такого вывода перечеркивается позициями искренних апологетов украинства - социалистов Ивана Бокого, Михаила Шевченко, десятков настоящих мастеров украинского слова. Беспокоит другая пропасть, которую последовательно в течение последней президентской кампании распространял властный режим. Он полностью использовал межконфессионные, региональные, этнические, языковые и прочие противоречия. И это, к сожалению, привело к последствиям, с которыми нужно что-то делать.

Вы, наверное, заметили, что в течение и нынешней, и предыдущей кампании я не использовал никаких аргументов относительно языка. Это не тема для президента. В его устах это спекуляция, так как язык - тема Конституции и закона, то есть дело законодателей. Но теперь самое время возвратиться к ней, чтобы снять вредные наслоения. Не плакать надо о горькой судьбе украинского языка, а оказывать содействие его развитию. Но и о других языках не забывать, так как это языки наших граждан. Если подобное положение не учитывают "лидеры в Москве", то разве это для нас пример?

Из Вашего письма понятно, что Вы хорошо чувствуете проблему. Пусть Вы иначе ее видите, чем я. Это детали. Важно, что она существует и ее нужно аккуратно решить. Все-равно когда-то это придется делать. Если Вы видите другой способ, подскажите. Я же предлагаю проект, который касается скорее порядка применения, нежели статуса. Статус определен Конституцией и Европейской хартией. Воспользуйтесь этими документами и введем порядок, который не унижает на языковой почве ни единого человека. Государственный язык - украинский. Все другие - официальные в местах компактного проживания языковых групп. Естественно, украинский обязателен на всей территории Украины. Но если в селе проживают преимущественно гагаузы, то сельский совет может принять решение о воспитании в детском саду на родном языке, об изучении его в начальной школе наравне с украинским. Если в Новоселицком или Глубоцком районах на Буковине живут преимущественно молдаване и румыны, то соответствующее решение может принять районный совет и нормировать то, что является многолетней (а то и извечной) практикой. Если по этому поводу решение относительно русского языка примет, например, Луганский областной совет, то это не будет принуждать там украинцев говорить по-русски, а у кое-кого из поборников русского выбьет последний аргумент относительно его притеснений. Таких решений областных советов будет много? Да. Возможно, со временем и парламент определится также относительно всей территории Украины.

Все это - рамки (не "рамцi"), то есть границы норм. А дальше надо браться по-настоящему за практику. Через книгоиздательство, журналистику, кинематограф, телевидение, школьные и вузовские программы, служебные переписки и так далее. При этом не относить к зарубежной литературе Н.Гоголя и А.Чехова. Чем быстрее будет возрастать благосо-стояние людей, тем быстрее будет появляться у них чувство гордости за свою Отчизну, желание пользоваться ее основным языком. Таким путем шли многие европейские страны. Неужели мы хуже?

И, наконец, весьма страстные дискуссии о языках часто заканчиваются кровью. Это подтверждено мировым опытом. Давайте вместе поищем ответ на вопрос, почему Майдан в себе нес предчувствие свободы для всех, оставаясь преимущественно русскоязычным. И это не мешало никому очаровываться украинским пением с его трибуны.

Вы обрадовались, увидев меня там. А потом разочаровались. Думаю, напрасно.

С добром, Александр МОРОЗ

Обсудить на форуме : отправить статью по e-mail : версия для печати
Подписаться на луганские новости

На Луганщине начали публиковать списки "брошенных" квартир для конфискации
На Луганщине проводят мобилизационные рейды по домам
Миллиардер Илон Маск опять оскандалился заявлением по Украине
Россия может резко усилить атаки
Мобилизация: ТЦК получат доступ к реестрам всех украинских мужчин
Кучма о Путине: Безумный озверевший маньяк
В США прокомментировали введение войск в Украину
Луганск: Другая жизнь
Павлюк - украинцам: Отсидеться никому не удастся
Палат представителей США приняла помощь Украине более чем на $60 млрд