Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Новая ловушка Кремля. Как россияне предлагают «оживить» Минский процесс
Как и всегда, в инициативах Кремля — сплошные подводные камни
В то время, когда создание Консультативного совета в заявленном формате — как из-за острой критики в украинском обществе, так и из-за неготовности Германии и Франции присоединиться — забуксовало, Россия ищет новые способы загнать Украину в угол.
Консультативный совет интересует Кремль исключительно в том виде, в котором он был предварительно согласован между командами Андрея Ермака и Дмитрия Козака: де-факто прямой диалог между украинской стороной и «полномочными представителями» ОРДЛО. Обсуждение других вариантов Москву не устраивает. В этой ситуации, без однозначных гарантий, что она получит желаемое, Россия вдруг предлагает «оживить» минскую ТКГ другим способом. Конечно, прикрываясь мотивами сделать ее более эффективной и прозрачной. Что же предлагают россияне? И почему это новая ловушка?
Для Украины это было бы как «закрыть саму себя в комнате и выбросить ключ»
В отличие от украинских переговорщиков, россияне больше заинтересованы в распространении информации о ходе переговоров. Особенно тогда, когда они не достигают своей цели и «раскручивают» вину Украины или ее нормандских партнеров. Так и теперь. Российские СМИ поднимают завесу над телефонными переговорами в нормандском формате уже на фоне «отложенного» вопроса с Консультативным советом. Теперь Кремль предлагает максимально формализовать работу минской ТКГ. Подписывать документы по результатам каждого заседания и обнародовать их на специально созданном сайте. Предоставить этим решениям статус обязательных к исполнению. Для лучшей осведомленности общественности, вроде бы.
Такой аргумент для украинского общества — очень чувствительный, ведь наши переговорщики, очевидно, сознательно информируют нас о серьезных поворотах в Минском процессе постфактум. Тем не менее, радоваться таким предложениям Москвы оснований особо нет. Соглашаться на такое переформатирование — тоже. Как и всегда, в инициативах Кремля — сплошные подводные камни.
Все документировать
Учитывая «энтузиазм» России по выполнению всех имеющихся минских документов или итоговых документов нормандского формата, несложно спрогнозировать, что выгоды Украина от очередных российских подписей не получит. Зато Россия каждый раз будет получать новые «бумажки» для манипуляций и требований именно от Украины выполнять что-то из согласованного на каком-то из заседаний минской ТКГ.
Украину должна научить ситуация с протоколом от 11 марта: там есть четыре пункта, но Россия настаивает на безусловном выполнении одного — о Консультативном совете. Все остальные — об обмене, разведении сил и войск, новых КПВВ — или вообще не интересуют Кремль, или выполняются «для галочки», а именно запланированный немногочисленный обмен.
Кто будет подписывать?
После уже упомянутого протокола Россия будет настаивать, чтобы и все новые документы подписывались псевдочиновниками в статусе «полномочных представителей ОРДЛО». Учитывая, что украинские переговорщики (и Андрей Ермак, и Алексей Резников в частности) не видят в этом проблемы, очень вероятно, что так и будет. Следовательно, такая схема только усилит субъектность самопровозглашенной власти в ОРДЛО.
Статус документов — обязательный
Эта идея вообще кардинально меняет работу и статус самой ТКГ. Фактически, придает ей силы почти международной организации. Сегодня минская ТКГ — исключительно политическая площадка, а ее решения — политические договоренности, а не международные договоры. И украинская сторона абсолютно правильно до сих пор избегала ссылок на минские договоренности в своем внутреннем законодательстве. Никакой обязательной силы решения минской ТКГ иметь не могут априори.
Гибкость минского формата как политической договоренности компенсирует Украине отказ России выполнять ее часть обязательств. Кстати, попутно напоминаю, что ни один минский документ прямо не называет Россию второй стороной конфликта, а в комплексе мероприятий 2015 или Рамочного соглашения о разведении сил и средств вообще речь идет конкретно про «отдельные районы Донецкой и Луганской областей». Поэтому даже если бы уже сегодня пакет минских документов был обязательным к выполнению с юридической точки зрения, неясно, как к чему-то можно было бы обязать напрямую именно Россию, а не ОРДЛО. Для Украины это было бы как «закрыть саму себя в комнате и выбросить ключ».
Таким образом видим, что принципиальная ставка России — на процедуры и формальные нормы, разработку регламента, которых раньше в минском процессе не было. Нет никаких сомнений, что в идее с Консультативным советом именно формализация консультаций между Украиной и ОРДЛО остается для России ключевой. Ведь для политических контактов не нужны процедуры или отдельный регламент. А вот для легализации и изменения субъектности — именно это и нужно.
Мария Золкина
Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива»