.
Луганские новости
Луганские новости:

О цели переворота в Луганске, блокаде, миротворцах и доступном жилье - депутат БПП

Источник

О последствиях блокады Донбасса, введении миротворцев, объединении "ЛНР" и "ДНР", программе "Доступное жилье" и Госбюджете-2018 в эфире OBOZ TV беседовали с народным депутатом от Блока Петра Порошенко Олегом Недавой.

- В Европейском Союзе выступили за снятие блокады Донбасса ради реинтеграции территории. Что вы думаете об этой ситуации? Какой ущерб принесла блокада Донбасса Украине?

- Лично я никогда не поддерживал блокаду Донбасса. Предприятия, которые платят налоги Украине, на которых работают граждане Украины, должны иметь возможность реализовывать свою продукцию. Ничего хорошего эта блокада не принесла. Единственное, увеличила количество переселенцев, потому что люди перестали получать деньги, лишились рабочих мест.


- И, конечно, Украина осталась без угля с оккупированной территории…

- Да, Украина начала покупать уголь, который всегда продавала. Это нонсенс. Сейчас большое количество шахт затапливаются, не работают. Их потом придется восстанавливать, а это колоссальные деньги. К тому же, квалифицированные шахтеры пополняют ряды безработных, уезжают либо в Россию, либо на подконтрольную территорию Украины.

- Как следствие сейчас на неподконтрольной территории Донбасса страшная безработица. В Организации Объединенных Наций уже бьют тревогу относительно возможной гуманитарной катастрофы.


- Безусловно. Предприятия закрываются, реализовывать продукцию негде из-за блокады. Хотя предприятия на тех территориях платили порядка 40-50 млрд гривен в украинскую казну. Это наша земля, наши предприятия, а с ними обрубили всякую связь. Мы теряем не только деньги, мы теряем людей.

Это наша земля, наши предприятия, а с ними обрубили всякую связь. Мы теряем не только деньги, мы теряем людей
- И таким образом делаем подарок России?

- Думаю, Россия не в восторге от этого подарка, потому что на нее полностью легло бремя финансирования тех территорий. Сейчас много говорят о возможном объединении "ДНР" и "ЛНР". Обсуждают это не от хорошей жизни. Россия тратит огромные деньги на содержание аппарата. В то же время между "ЛНР" и "ДНР" нет нормальной коммуникации, что все усложняет. Поэтому объединение, скорее всего, будет. Единственное, не знаю, будет ли оно сопровождаться так называемым референдумом.

- То есть, на ваш взгляд, военный переворот в Луганске был устроен именно с этой целью?

- Конечно. Переворот расчистил путь для Захарченко, подготовил почву для объединения. Хорошо это или плохо, пока сложно судить. Если, предположим, будут введены миротворцы, то это можно расценивать как положительный шаг. Ведь интегрировать одно образование проще, чем два. Если миротворцев не введут и произойдет эскалация, то напротив – этот шаг идет вразрез с интересами Украины и жителей тех территорий.

- И как вы оцениваете вероятность введения миротворческой миссии?

- Очень надеюсь, что миротворцев введут. Возможно, это произойдет поэтапно: сначала на линии разграничения, потом по всей территории, затем на границе. Какие-то компромиссы нужно искать. Но я однозначно позитивно оцениваю саму идею миссии ООН.

Когда на Донбасс зайдут миротворцы, мы сможем возобновить социальные выплаты жителям "Л/ДНР". Многие из них не могут выехать на подконтрольную территорию, потому остались без средств к существованию.

- Речь ведь идет не только о текущих выплатах, но и о долге, который накопился за годы конфликта, а это колоссальные деньги. Потянет ли бюджет Украины?

- Бюджет Украины сейчас достаточно небольшой, поэтому вряд ли хватит денег на погашение этого долга. Но сейчас нужно хотя бы фиксировать суммы, чтобы в дальнейшем искать варианты, например, проводить рассрочку. Потому что вы правы – деньги большие.

- Вы упомянули, что возможен вариант поэтапного введения миротворцев. Но многие считают, что если "голубые каски" введут лишь на линию разграничения, то это фактически заморозит конфликт на Донбассе. А ваше мнение?

- Конфликт на Донбассе будет заморожен, если ничего не делать. Нужно искать компромиссы – это первый шаг. Но первый шаг нельзя делать, не зная, будет ли второй. То есть первый этап – миротворцы на линии разграничения, прекращают гибнуть наши люди. Второй этап – миротворцы на всей территории, восстанавливаем социальные платежи. И третий – возвращение контроля над границей.

А просто отвергать любые варианты, отталкивать мою родину ни в коем случае нельзя. Да, это будет сложно, возникнет много вопросов, нюансов. Но в Югославии и в других странах через это прошли, и мы пройдем.

- Расскажите о запуске программы "Доступное жилье" для переселенцев и ветеранов АТО. Сколько семей смогут получить жилье? Ведь пока, если я не ошибаюсь, выделено 30 млн гривен, а только переселенцев в Украине 1,5 млн человек.

- Во-первых, есть определенные ограничения для получения. Не у всех переселенцев же нет жилья на контролируемой территории. Во-вторых, есть не так много людей, у которых имеются деньги, чтобы оплатить даже 50% стоимости жилья. Для них должны быть другие программы.

"Доступное жилье" ориентировано на людей со средним достатком, представителей малого и среднего бизнеса с определенными накоплениями, которые бы хотели закрепиться и работать на одном месте. Краматорск, Славянск и Мариуполь – это точки наибольшей концентрации переселенцев. Туда переехали многие госслужащие, которые снимают квартиры. А чтобы вы понимали, аренда квартиры в Славянске не так уж сильно отличается от стоимости аренды в Киеве. Если мы построим в этих городах жилье (вторичный рынок там почти мертвый), то создадим точки экономического роста: новые рабочие места, инвестиции в инфраструктуру.

У нас есть договоренности с главой Донецкой области Павлом Жебривским о выделении дополнительного финансирования на эти цели. Нужно показать результат, тогда подключатся и международные инвесторы, фонды.

- То есть это и финансирование ООН?

- Да, конечно. В Донецкой и Луганской областях работают очень много организаций. То есть привлекаются деньги из Госбюджета, из областного и местного бюджетов, из международных фондов – и дается толчок экономике регионов.

- По сути, это может стать основой для восстановления областей?

- Конечно. Потому что многие специалисты, не имея жилья, уезжают из страны в поисках лучшей жизни. Либо возвращаются в "Л/ДНР", ведь накопления быстро проедаются.

Каждую неделю КПВВ пересекают 200 тысяч человек. Едут по разным причинам, в том числе как "пенсионные туристы". Поэтому так важно ввести миротворцев и восстановить выплаты.

- Давайте перейдем к теме Госбюджета на следующий год. Какие правки вы отстаивали?

- Было внесено достаточно большое количество правок. Первое – я отстаиваю миллиард на программу "Доступное жилье". Сколько выделит Кабмин – пока не знаю, но хотелось бы миллиард.

Второе – изменения в Бюджетный кодекс. Мы три года добивались того, чтобы при распределении дотаций были учтены переселенцы. Слава Богу, в законе №7116 прописано, что все базовые реверсные дотации рассчитывается по Донецкой и Луганской областям с учетом переселенцев. Это даст Донецкой области порядка 700-750 млн грн. Например, Славянск получит 28 млн грн.

Третье – поддерживаю угольную отрасль, потому что знаю, что такое шахтерский труд. Я сам из шахтерской семьи. Настаиваю, чтобы в следующем году выделили 1,5 млрд грн на поддержку отрасли. Чтобы государство стимулировало каждую добытую тонну угля. Последние пять лет эта сфера практически не финансировалась. Развития никакого нет. Если деньги направить на инвестиции, то не ясно, как они будут потрачены. А хотелось бы стимулировать именно добычу.

- Если подтянуть собственную добычу, Украина сможет отказаться от российского угля?

- Конечно, мы сможем отказаться. Мы обязаны это сделать. Украина всегда очень мало импортировала, и то лишь уголь для производства кокса.

- Но сейчас немного другая ситуация – отпал уголь с оккупированной территории Донбасса.

- Все равно в нашем распоряжении достаточно много шахт, которые можно развивать. Да, нет марки А, то есть антрацита. Но добычу другого угля Украина может поднять.

- Вернемся к проекту Госбюджета. Как вы в целом его оцениваете? Потому что есть много вопросов, к примеру, к заложенному курсу гривни.

- Мы приняли очень много новых законов, реформ (медицинскую, образовательную, пенсионную и так далее). Для их реализации нужны деньги, масса подзаконных актов. Это достаточно сложный процесс.

Украина сейчас проводит огромное количество реформ – просто на грани фола. Это очень тяжело, это большие риски. Но реформы необходимо проводить. Например, реформа децентрализации была очень правильной и своевременной. На местах ее хорошо почувствовали.

Украина сейчас проводит огромное количество реформ – просто на грани фола. Это очень тяжело, это большие риски. Но реформы необходимо проводить
- А вот мэр Львова Андрей Садовый говорит, что децентрализация в Украине фактически свернута.

- Это не так. Точно знаю, что многие города и районы получили хорошие финансовые ресурсы. Просто порой из-за отсутствия навыков, желания или чего-то еще этими деньгами не могут правильно распорядиться.

Безусловно, Кабинет министров пытается перенести часть нагрузки с Госбюджета на местные громады. Однако центр забирает на себя выплаты и по Пенсионному фонду, и по медицинской субвенции.

- Уже видны реальные результаты децентрализации? Какой толчок она дала развитию регионов?

- Очень серьезный. Там, где умеют правильно распорядиться ресурсами, громада чувствует себя очень комфортно. Кстати, Мариуполь получил на развитие больше миллиарда гривен. Это хорошая, позитивная тенденция.

- Несколько недель назад активно обсуждали новость о том, что вы собирались взять на поруки Сергея Белогородского, которого обвиняют в пособничестве террористам, порой связывают с организацией "Оплот". Вы можете пояснить ситуацию?

- Я не взял его на поруки, потому что это оказалось юридически невозможно. Но ситуацию я знаю достаточно хорошо. Сергей из Славянского района, там и живет, перенес свой бизнес из Донецка. А это была обычная рейдерская атака его компаньона, который сфальсифицировал информацию, передал ее в СБУ, в прокуратуру. А люди, СМИ на такие обвинения реагируют эмоционально, не разобравшись.

Я просто хотел, чтобы суд поскорее рассмотрел этот вопрос. Полтора года человек находится в тюрьме. За это время у него отняли весь бизнес. Мне писали из Славянского районного совета, писали простые жители, которые потеряли рабочие места из-за рейдерской атаки.

- А сам Белогородский еще в январе говорил, что его арест курировал ваш коллега из "Народного фронта" Сергей Пашинский. Что вы об этом думаете?

- Ходят разные слухи, но это слухи. Есть прокуратура, есть суд, есть СБУ. Они разберутся в этой ситуации. Надеюсь, быстро и беспристрастно.

07.12.2017
Подписаться на луганские новости

Готовы ли украинцы отдать всю власть военным
В Луганске рассказали, как будут отжимать жилье уехавших
Экс-главарь Донбасса из тюрьмы просится на войну
Московский патриархат предлагают признать террористической организацией
Зеки зверствуют на Луганщине
Появились спутниковые снимки последствий авиаудара по Луганску
Трамп заставит Украину отдать Луганск - CNN
Илон Маск отказался отключить связь Starlink русским оккупантам в Донбассе
Выжившие луганские шахты подарят России
Что взорвалось в Луганске