Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
Временно вычеркнуть Донбасс
Источник
Влащенко: Сегодня у нас в гостях журналист, блогер Роман Шрайк.
Здравствуйте, Роман. Зачем интеллигентные, образованные люди ходят к власти?
Шрайк: Мы – не блогеры по вызову. Есть site.ua, где пишут блогеры с тысячами подписчиков. Мы собрались вместе в начале лета прошлого года, и нам было интересно, что происходит в политике. Буквально за несколько месяцев, по итогам встреч с политиками, я ничего не пишу. В среднем приходит на такие встречи человек 20. Кто-то пишет, кто-то не пишет. Большинству из нас интересно разобраться для себя – что происходит. Мы сами формируем свое мнение. Блогеры вели себя по-разному. На первых встречах, когда человек видел министра только по телевизору – для него это круто, удивительно. Многие тогда смотрели широко раскрытыми глазами и могли писать что-то восторженное. На последних встречах это уже было: "мы вам уже особо не верим". Ситуация поменялась - люди уже увидели разное, сопоставили дела человека со словами – создалась более объективная картинка. Поэтому я не могу сказать, что власть использовала нас в своих целях. Блогеры, которые часто ходят на встречи, довольно критично к власти относятся. Если у кого-то и был план на нас повлиять, то этот план не сработал.
- Мы имеем глобальный политический кризис, от которого отходят уже другие кризисы. Есть ли из него выход?
- Когда создалась коалиция 5-ти фракций – там было 300 человек, и уже через несколько месяцев треть этой коалиции просто перестали ходить на заседания. По такой степени разгильдяйства – это уникальная Рада. В этом парламенте достаточно большой балласт. Произошли удивительные вещи – коалиция начала разваливаться после выступления Абромавичуса против Кононенко. Общество это восприняло и хотело, чтоб реформаторов в стране было не 5, а 15. Но через месяц с хвостом все свелось к прямо противоположному - Абромавичуса нет, а Кононенко остался. Многих позитивных персонажей не будет, а их заменят какими-то куклами, которые просто будут сидеть на потоках, скорее всего. У коалиции, которая формируется на базе двух самых больших фракций, все равно не будет 226 голосов, по факту. В США выборы в конгресс – каждые два года. Выборы, как наказание, уже важны. Я верю, что у нас в ВР должна зайти партия нового формата. Вот эта, продолжающаяся у нас десятилетиями, замена олигархической власти на олигархическую оппозицию, честно говоря, задолбала. Это уже просто тупик. Я верю, что какая-то партия из новых людей, которые сейчас сунулись в Кабмин на должности министров, замминистров, которые в Раду попали и тоже поняли, насколько это сильное болото – если они организуются и пойдут какой-то одной группой и получат хотя бы 10%, то это, может быть, как-то качественно ситуацию поменяет.
- Блогеров любят за эмоциональность. В чем разница между блогерами и профессионалами?
- Печатные СМИ во многих странах по-прежнему популярны. Главное отличие – журналист должен быть объективен, должен показывать позиции сторон. А блогер интересен своей субъективностью, своим мнением, эмоционально выраженным. Чаще всего эмоционально выраженная правильная мысль находит большое количество поклонников.
- Война и события, связанные с Майданом, вынесли на поверхность людей, которые придумали себе биографии. Откуда этот феномен?
- Сейчас эти люди уже не так интересны, предпочтения поменялись, и на гребне волны удержаться удается немногим. Во время потрясений наверх всплывают люди разного качества, часто не обремененные моральными рефлексиями. 1,5 года мы жили в страшном прессе, начиная с зимы 2013 года. Естественно, что общество уже не критично воспринимало какую-то информацию. Но долго так не продолжается, и бывшие кумиры сейчас своими поклонниками зачастую уже затаптываются.
- Как нам реформировать СМИ? Сейчас рекламный рынок упал. Как его создать?
- Рекламный рынок на нуле, поэтому только за счет вливания крупных бизнесменов СМИ с большими бюджетами могут выжить. За счет этого крупные бизнесмены чаще всего имеют влияние на политику сайта, газеты, журнала. Продвигаются интересы этого политика, и он снова побеждает на выборах, опять коррупционным путем зарабатывает деньги, опять вкладывает их в СМИ. Это такой замкнутый круг. Пока мы в этом болоте живем, пока не будет у людей денег, пока рекламный рынок не вырастет – все будет так продолжаться. Выхода из этого нет. Грантовые СМИ - это тоже абсолютно не выход. В США очень многие СМИ живут за счет пожертвований. Это всегда бросается в глаза – СМИ, которые работают за деньги, борются за своего читателя, рекламодателя – они все энергичные, настроенные, а те, которые работают за счет пожертвований, спокойные, расслабленные. Наши грантовые организации тоже часто становятся вещью в себе и существуют ради какой-то галочки. Бюджет к ним приходит, они его осваивают и вяло делают свою работу. У нас все завязано на экономике. Пока у людей не вырастет доход в разы, СМИ не смогут себя окупать.
- Я когда-то предлагала, чтобы деньги, которые тратятся на государственные СМИ, дали молодым людям, которые прошли конкурс стартапов.
- Я согласен, что государственные СМИ не имеют никакого смысла. Их реформировать практически невозможно. Государство не должно содержать такие неэффективные монстры. Насколько эффективно использовать эти деньги для стартапов – я все же думаю, что государство плохой инвестор, и это получатся те же самые гранты, о которых я говорил. Частично, наверное, социальные сети решают эту проблему. У блогера часто нет квалификации, необходимой для журналиста, и он часто пишет полнейшую ерунду, но можно выделить людей, которые пишут хорошо, честно. Можно найти потоки информации, которыми можно пользоваться, и составлять для себя какую-то объективную картинку.
- Традиционно постсоветская журналистика развивалась по принципу, что мир делится на своих и чужих. Почему у нас все журналисты – публицисты?
- Я все-таки придерживаюсь точки зрения, что пока конфликт у нас не закончен – в Донецк ездить не стоит. Это серьезное противостояние – идет борьба за существование Украины как таковой. Должны быть некие самоограничения.
- В Донецк не стоит ездить из патриотических побуждений?
- Я хочу этот конфликт вначале завершить, а потом уже заниматься какими-то примирениями. Нужно держаться одной стороны.
- А как же излагать объективно ситуацию, если вы не понимаете, что там, например?
- Я не хочу знать ни пропагандистскую информацию, ни объективную – я хочу Донбасс временно вычеркнуть. У нас противостояние идет с Россией – если б не было прямого участия России – все бы закончилось. Пока мы это противостояние не закончим – нужно какие-то чувства у себя пригасить.
- Почему эта война с Россией стала в принципе возможной?
- Украина еще в процессе формирования. У нас общество еще не осознает само себя. Глядя из Москвы, они видели не процесс развития независимого украинского государства, а сателлит России, который чудит каким-то образом. Они сами себя очень сильно обманывали. Это чувствовалось по настроениям людей. Они не понимали, что такое Украина, они думали, что это такая же Россия, но только какой-то потешной границей ограничилась. Поэтому когда в Украине начали происходить активные события, и для российской власти, и для российского общества это было, как будто ее кусочек забирают. Путин воспринял это все как агрессию против него, причем как агрессию западного мира. И уже решил проявить свою агрессию.
- Какую роль вы получили от этой жизни?
- Я еще в каких-то поисках. По состоянию на 10-15 лет назад я был достаточно успешным менеджером, занимающимся бизнесом. Потом я решил следовать не тому, что приносит финансовую выгоду, а каким-то своим хобби. Сайт, блогерство – это мое хобби. Я пошел в эту сторону, увлекся развитием того, что у меня получается. Я частично реализовался здесь, но еще не чувствую, что это все, что я мог бы получить, если бы поступал как-то по-другому. Я все равно на каком-то переломе, заново все осмыслить, возможно, совместить меня 30-летнего и меня 40-летнего. Может быть, через десять лет у меня будет совершенно другая жизнь.
- У вас есть вопрос?
- Гости, которые к вам приходят, вам действительно интересны или вы думаете, что они будут интересны кому-то другому?
- По-разному. Бывает, что мне, бывает, что аудитории, потому что каких-то людей люди очень просят. Мотивы могут быть разные, но в большей степени это не мои личные симпатии, а мысли об аудитории.
Спасибо большое, Роман.
РОМАН ШРАЙК - известный украинский блогер. Основатель сайта DURDOM.IN.UA – уникального интернет-ресурса, контент которого создают сами посетители. По образованию - математик. Работал руководителем дистрибьюторской компании. Пишет аналитические статьи о политике для "Украинской правды"