.
Луганские новости
Луганские новости:

Смена тактики: Власть идет на блокаду Донбасса

Источник
Смена тактики: Власть идет на блокаду ДонбассаВесной-летом прошлого года Украина потеряла фактический контроль над Крымом и частью территории Донбасса, что породило доселе неведомую стране дилемму – как вернуть эти территории. Самый простой, на первый взгляд, способ – организовать военное наступление и разгромить противника. Правда, с Крымом все оказалось сложнее, ведь Россия официально признала его частью своей страны, а ввод украинских сил туда однозначно привел бы к полномасштабной войне по всей линии границы, к чему как украинская армия, так и украинское общество не были готовы.

Но с Донбассом была несколько иная история. Сепаратистские республики не были признаны не только мировым сообществом, но и самой Россией в качестве субъектов международного права, а также не включены последней в свой состав по аналогии с Крымом. Также стоит отметить, что вооружение сепаратистов по состоянию на конец весны - начало лета 2014 года было намного слабее, чем нынешнее. Кроме того, для сил сепаратистов была характерна слабая подготовка и отсутствие единого военного командования. Украинские силы, напротив, уже успели выйти из деморализованного состояния марта прошлого года. Поэтому вскоре после прихода Петра Порошенко к власти украинская армия начала наступление. В результате были освобождены Краматорск, Славянск и ряд других населенных пунктов. Еще ранее, в мае, сепаратисты были выбиты из Мариуполя. Правда, именно летом был потерян Донецк в результате знаменитого маневра Стрелкова-Гиркина, когда он перебросил свои силы в этот город. Украинская интернет-общественность тогда заподозрила центральное военное командование в «зраде», ведь «стрелковцы» сумели выехать из осажденного Славянска без особых сложностей.

А потом был День независимости, когда столь нужную на фронте технику выставили покрасоваться на киевском параде, что также сыграло свою роль в образовании "Иловайского котла" и привело к огромным потерям, которых независимая Украине еще не знала. Иловайск стал той точкой, после которой пыл сторонников военного решения поубавился, и за дело взялись дипломаты, что и привело стороны конфликта к подписанию минских соглашений. Несмотря на продолжение боевых действий, в целом их интенсивность несколько уменьшилась. Периодически происходили обострения: донецкий аэропорт, Дебальцево, Широкино, но линия фронта значительно уже не двигалась. Конфликт стал замораживаться, и нужно было думать, как в долгосрочной стратегии вернуть эти территории. Собственно говоря, помимо чисто наступательно-военного решения, у Киева оставалось еще три стратегии по возвращению Донбасса и Крыма.

Первый вариант: на Донбассе и в Крыму живут граждане Украины, и мы должны относиться к ним хорошо, несмотря ни на что, и бороться за завоевание их сердец. Так как это Украина, туда едут украинские товары, граждане могут относительно свободно перемещаться в сторону неконтролируемой территории. В Донецк, Луганск и Симферополь ходят украинские поезда, как это было еще весной и в начале лета прошлого года, хотя и усилен контроль безопасности во избежание провокаций. Переселенцы с этой территории получают социальные выплаты, позволяющие им выжить, власть активно помогает им с поселением, организовывает пункты бесплатной раздачи еды. При этом социальные службы по мере возможностей реально помогают беженцам найти работу. Пенсионеры, так как они в свое время делали выплаты в Пенсионный Фонд Украины и имеют достаточный трудовой стаж, получают пенсии на свои банковские карточки. На границе неконтролируемой территории устанавливаются массово банкоматы, куда ездят автобусы. Старики приезжают туда и забирают деньги. Матери получают выплаты по рождению ребенка. Но главное, украинская власть проводит реальные, а не декларативные реформы, страна становится привлекательной для жизни, с высоким индексом развития человеческого потенциала. Параллельно запускаются социальные программы по примирению людей, формированию позитивного образа граждан Украины Крыма, Донбасса и остальной части страны в глазах друг друга, борьбе с риторикой ненависти. И тогда со временем эти территории (конечно, в случае соответствующей международной конъюнктуры) могут добровольно вернуться в состав Украины.

Второй вариант – усредненный, когда декларации, ожидания и реалии часто расходятся. Собственно, это то, что сейчас. Украина готова выплачивать переселенцам пенсии, но только если они оформят переезд из зоны АТО/Крыма. При этом это сопровождается неприятной бюрократической волокитой. Товары на Донбасс идут, но через множество коррумпированных блокпостов, а часть товаров вообще не доходит. В результате цены на Донбассе растут, а уровень жизни его жителей падает.

Но последнее заявление Юрия Луценко, который выступил за формирование Агентства реконструкции Донбасса, означает, что власть выбирает третий вариант – самый жесткий из всех возможных невоенных – торговую блокаду с отказом от социальных обязательств. Это агентство должно, как он сам сказал, «безотлагательно прекратить торговлю с оккупантами в Крыму и на Донбассе, прекратить социальные выплаты тем, кто сотрудничает с боевиками». Насколько широко будет трактоваться понятие сотрудничества, пока неясно. Суть такой тактики – сделать так, чтобы жизнь на Донбассе стала совершенно несносной, чтобы уровень жизнь в Украине даже без реформ казался жителям неконтролируемой территории более высоким. Кроме того, в условиях острого дефицита денежных средств власть надеется таким нехитрым способом уменьшить расходную часть бюджета.

К слову, заявлению главы пропрезидентской фракции предшествовал целый ряд постов в сети Facebook различных украинских популярных экспертов и блогеров, некоторые из которых предложили еще более мрачную перспективу для жителей Донбасса: после освобождения лишить его жителей избирательных прав на определенное количество лет. Кроме того, предлагается лишать сторонников сепаратизма гражданства, что невозможно согласно действующей Конституции страны, которая запрещает лишать гражданства против воли самого гражданина. Поэтому новая тактика будет строиться не на формировании позитивного образа Украины, а на силовом решении, пусть и не военном в силу невозможности его реализации. В таком раскладе необходимость бороться за «сердца и умы» фактически отпадает, так как эти люди могут быть лишены политической субъектности. Решение об избирательных правах еще не принято, но существенная часть отечественного экспертного сообщества уже готовит власть к такому повороту.

Новую политику по отношению к жителям зоны АТО, которые оттуда не выезжают, недавно озвучил также луганский губернатор Геннадий Москаль во время остановки грузовика с пивом: «Нет там людей, там одни террористы, кто нормальный человек, тот перешел на нашу сторону». Невозможное еще в прошлом году заявление от чиновника такого высокого ранга стало реальностью.

16.05.2015
Подписаться на луганские новости

Как беженцам ВПЛ получить государственную помощь
НБУ хотят запретить наличные платежи украинцам
Луганск: Жизнь в «России»
Убить всех, - экс-президент РФ
Украина вышла на Евро 2024
Зеленский неожиданно уволил экс-главу Луганщины
В Украине все таки создадут электронный военный билет
Путин приказал активировать работу ФСБ в Луганске
Партия Зеленского близка к полному розвалу
Кадыров выступил с угрозами русским