.
Луганские новости
Луганские новости:


24.05.2012 13:44
Запад и Янукович: дипломатия не поможет

ЛІГАБІзнесІнформ
Запад и Янукович: дипломатия не поможетКлассическая дипломатия не поможет. Нужен авторитетный переговорщик, который на понятном президенту Украины языке объяснит все риски его политики

В конце апреля - начале мая украинское руководство столкнулось, пожалуй, с самой острой и резкой критикой в свой адрес за все время существования независимой Украины. Был сорван ялтинский саммит лидеров стран Центральной Европы. Канцлер Германии Ангела Меркель сравнила нынешнюю Украину с Беларусью. Зазвучали призывы к политическому бойкоту матчей Евро-2012 в Украине.

Причиной столь жесткого наезда Запада на украинское руководство стал известный инцидент с Юлией Тимошенко в Качановской колонии. Синяки на теле заключенной стали шоком для Европы и Запада в целом. В итоге разочарование и недовольство по поводу действий украинской власти, возникшее после ареста и осуждения Тимошенко, сменилось возмущением и раздражением.

Сейчас страсти и эмоции несколько поутихли, тональность заявлений и действий западных лидеров и официальных структур в адрес Украины стала более взвешенной, а их содержание - более рациональным, хотя и не менее критичным. Но осадок, как говорится в известном анекдоте, остался.

И возник вопрос - что дальше? Какой будет дальнейшая политика Запада и ЕС по отношению к Виктору Януковичу?

Ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне нет простого и готового ответа на этот вопрос. И до этого интересы и цели Запада в отношении Украины были неоднозначными, а теперь ситуация стала еще более противоречивой.

Базовый интерес США и Евросоюза в отношении Украины в том, чтобы сохранить нашу страну в сфере своего влияния. Соединенные Штаты через влияние на Украину сдерживают неоимперские амбиции России. Нынешний уровень интересов ЕС в отношении Украины отображен в новом договоре, подготовленном к подписанию, - политическая ассоциация Украины с ЕС и экономическая интеграция Украины в общий европейский рынок в форме глубокой и всеохватывающей зоны свободной торговли.

Если у США в отношении Украины преобладают геополитические интересы, то у ЕС, особенно у ряда европейских стран, есть и немалые экономические интересы. Но эти интересы не стоит преувеличивать: торговля с Украиной составляет не более 1% внешнеторгового оборота ЕС.

По отношению к Украине на Западе растет не только раздражение, но и непонимание, что с нею делать дальше. Она превращается в некое подобие чемодана без ручки
Следует учитывать, что сейчас и для США, и для Евросоюза Украина не является внешнеполитическим приоритетом. ЕС поглощен поисками решения греческой проблемы и выведения еврозоны из кризиса. США озабочены решением афганской проблемы и сдерживанием ядерных амбиций Ирана. Все более запутанной и напряженной становится ситуация на Ближнем Востоке. Растет экономическое и политическое могущество Китая. И не отступает угроза нового экономического кризиса. На этом фоне тревожные новости из Украины - только дополнительный фактор раздражения.
По отношению к нашей стране на Западе растет не только раздражение, но и непонимание, что с Украиной делать дальше. Для Запада нынешняя Украина превращается в некое подобие чемодана без ручки - и нести тяжело и неудобно, и бросить жалко (ведь столько усилий ухлопали).

В этих условиях усиливается внимание Запада ко второму общему интересу, связанному с Украиной - сохранению ее демократической перспективы. И США, и ЕС всегда проявляли особую чувствительность в реализации своей миссии глобализаторов демократии - утверждению и распространению демократических ценностей во всем мире. Украина в свое время потрясла Запад и феерией оранжевой революции, и разочарованием послереволюционного периода. Однако, несмотря на все разочарования, сохранилось понимание ключевой роли Украины в демократических преобразованиях на постсоветском пространстве. Но вот как бороться за демократию в Украине на фоне усиления авторитарных тенденций в нашей стране? Традиционный инструментарий демократического влияния на Украину уже не срабатывает.

И здесь мы подходим к третьему общему интересу Запада по отношению к Украине - борьбе за освобождение Тимошенко и других осужденных представителей оппозиции. Арест и осуждение Тимошенко стали для Запада своеобразным Рубиконом, красной линией, которую перешел Янукович. Это означало возникновение реальной угрозы для всех главных интересов Запада в отношении Украины. К тому же, нельзя игнорировать возмущенное общественное мнение в странах Запада по поводу ситуации с Тимошенко. Именно поэтому возникла такая концентрация внимания Запада на этой теме.

Отметим интересный парадокс, связанный с отношением западных государственных деятелей и политиков к Тимошенко. После оранжевой революции Юлия Владимировна стала международной политической звездой и едва ли не самым известным украинским политиком за рубежом. Всеобщее внимание привлекали не только ее политическая деятельность, но и внешние данные, нестандартный образ. Но политические неудачи вождей оранжевой революции и конфликты между ними привели и к серьезному разочарованию в Тимошенко на Западе. Во многом по этой причине США и ЕС так быстро и безоговорочно признали победу Януковича на президентских выборах. И вот спустя два года отношение Запада к Тимошенко опять кардинально поменялось. Ее арест и осуждение на Западе воспринимают как политическое преследование, проблемы с ее здоровьем вызывают волну сочувствия. Вместо политической дискредитации Тимошенко, на что, возможно, надеялись некоторые люди в окружении Януковича, арест и посадка привели к прямо противоположному результату - ее политической реабилитации в глазах Запада.

Уговоры, жесткие резолюции и заявления результата не дают... Белорусский сценарий - это самое страшное, что может в перспективе угрожать Януковичу
Но как Западу добиться освобождения Тимошенко и ее соратников по оппозиции? Все уговоры украинского президента, жесткие резолюции и критические заявления результата не дают. Более того, возникает ощущение, что чем больше давят на Януковича, тем меньше он хочет освобождения своего главного политического оппонента.
Возможно ли усиление давления на украинское руководство? Естественно, возможно. Но даст ли оно результат? Рассмотрим возможные меры усиленного воздействия на президента Януковича.

Один из заявленных способов воздействия - политический бойкот матчей Евро-2012 в Украине. К этому призывают некоторые европейские политики, в частности, такой призыв обращен к Ангеле Меркель. Официального решения о политическом бойкоте футбольного чемпионата на уровне руководящих органов ЕС не принято, но можно ожидать, что ряд государственных деятелей стран Евросоюза либо не приедут в Украину на матчи, либо постараются избежать встреч с украинскими руководителями во время таких поездок. О спортивном бойкоте речь вообще не идет. Печальный опыт бойкота Олимпийских игр в Москве (1980) и Лос-Анджелесе (1984) памятен до сих пор.

Говоря о призывах некоторых европейских политиков к бойкоту матчей Евро-2012 в Украине, отмечу ситуацию двойных политических стандартов в данном случае. Если вы призываете бойкотировать из-за проблем с правосудием и Тимошенко европейский футбольный чемпионат в Украине, то почему не бойкотировали Олимпиаду в Китае? Или там нет политических и правовых проблем? И будете ли вы тогда призывать к бойкоту зимней Олимпиады в Сочи? Ведь в России не меньше, если не больше проблем с демократией, чем в Украине.

Неофициальный бойкот высшего украинского руководства со стороны западных лидеров фактически уже объявлен в виде отказа от официальных двусторонних встреч. При этом бойкот не является официальным и полным, и в его рамках стараются избегать оскорбительных жестов (как это было в случае с рассадкой по французскому алфавиту во время саммита НАТО в Праге в ноябре 2002 года, чтобы отсадить Леонида Кучму от президента США Джорджа Буша). Янукович только что принял участие в саммите НАТО в Чикаго и сидел рядом с руководителями США и Великобритании. Вот только двусторонних встреч с западными лидерами не состоялось, и пришлось столкнуться с очередной критической резолюцией в адрес Украины, принятой на саммите.

Собственно, в этой двойственности и состоит нынешняя политика Запада в отношении Украины - усиление критики на официальном уровне, умеренный политический бойкот руководства страны, но при сохранении институционального сотрудничества. В этих условиях политический бойкот украинских руководителей является не столько мерой воздействия на них, сколько жесткой формой выражения морально-политической позиции западных лидеров по поводу происходящего в Украине.

В кампании давления на Януковича не учитывается его психология. Своим специфическим донецким опытом он приучен - когда давят, ты не должен давать слабину
Пока что политический бойкот Януковича не имеет на него никакого воздействия. Скорее всего, и не будет иметь, а может быть, принесет и прямо противоположный результат - только утвердит президента в намерении не выпускать Тимошенко и в отместку Западу активизировать сотрудничество с Россией. Дело в том, что в кампании давления на Януковича не учитывается его психология. Всей своей жизнью, всем своим специфическим донецким опытом Янукович приучен - когда на тебя давят, ты не должен давать слабину, не должен поддаваться. Вот он и не поддается давлению. И неважно откуда - из Москвы от Владимира Путина по поводу Таможенного союза, или из Брюсселя и Вашингтона по поводу Тимошенко. Иногда это выглядит как банальное упрямство, но что поделаешь, таковы уж особенности нынешнего украинского президента.
Более жесткая форма давления в международных отношениях - политические и экономические санкции. По сути, это высшая форма холодной войны международного сообщества против отдельных стран, грубо нарушающих общепринятые правила. Именно поэтому санкции применяются крайне редко и только в случае форс-мажорных обстоятельств, при очень серьезных причинах. В настоящее время системные санкции применяются против Сирии (в связи с массированным применением вооруженной силы против мирного населения и многочисленными жертвами среди гражданского населения) и против Ирана (в связи с реализацией программы по созданию ядерного оружия). Опыт показывает, что в большинстве случаев экономические санкции имеют неоднозначный эффект и не достигают поставленной цели.

Санкции Парламентской ассамблеи Совета Европы, которыми угрожают Украине, носят, скорее, символический характер и означают всего лишь лишение права голоса украинской делегации. Вряд ли подобное напугает украинское руководство.

В Европе многолетним объектом политико-правовых санкций является Беларусь. Но политическая изоляция и невыездной статус Александра Лукашенко не подорвали основ его авторитарного режима.

Западу крайне нужен авторитетный переговорщик, который смог бы на понятном Януковичу языке довести все риски дальнейшего нагнетания напряжения. Такие же контакты нужны и с наиболее влиятельными фигурами в окружении президента, с акцентом на личных рисках для каждого из них
Собственно, "белорусский сценарий" - это самое страшное, что может в перспективе угрожать Януковичу. Особенно опасными для отдельных украинских руководителей могут быть персонифицированные санкции, в частности, визовые ограничения. Но это может произойти только в том случае, если оппозиция будет практически отстранена от реального участия в выборах, если за решеткой окажутся не отдельные лидеры оппозиции, а большинство ее руководителей и сотни рядовых сторонников, либо если что-то драматичное случится с Тимошенко. Увы, это будет означать и полный провал всех нынешних целей Запада в отношении Украины.
В том то и состоит парадокс нынешней фазы отношений между Западом и Украиной, что любое резкое усиление давления приведет не к достижению его главных целей, а к полному фиаско. Отчуждение Украины, а не только Януковича, от Европы, кризис в отношениях с Западом неизбежно толкнет украинское руководство в объятия Москвы, резко усилит авторитарные тенденции в отечественной политической системе.

И что же Западу делать в этой запутанной и крайне противоречивой ситуации? Наиболее рациональная линия поведения - сочетание жесткой принципиальной позиции по ключевым вопросам (обеспечение демократичности парламентских выборов и освобождение лидеров оппозиции) с гибкостью в ее практической реализации и сохранении всех основных форм институционального взаимодействия с Украиной.

Западу в контактах с Януковичем крайне нужен авторитетный (в том числе и статусно), опытный и сильный переговорщик, спецпредставитель, который смог бы на понятном украинскому президенту языке (и в прямом, и в переносном смысле) и с учетом психологических особенностей Януковича довести ему все риски дальнейшего нагнетания напряжения в отношениях с Западом. А также подсказать приемлемые формы решения проблемы Тимошенко. Такие же контакты необходимы и с наиболее влиятельными фигурами в окружении президента Украины, с акцентом на личных рисках для каждого из них в случае продолжения и эскалации нынешнего противостояния с Западом. Есть ли в рядах западной дипломатии фигуры, способные выполнить столь сложную миссию? Не знаю. Но зато знаю другое: классическая дипломатия в ее традиционных формах в данном случае ничем не поможет.

В заключение отмечу: искать выход из нынешнего кризиса в отношениях между Украиной и Западом должны не только западные политики и дипломаты, а прежде всего - украинские руководители. "Белорусский сценарий" опасен для них не только политической изоляцией от Запада, но и рисками спровоцировать системный политический кризис в Украине.

Владимир Фесенко, политолог

Подписаться на луганские новости

Готовы ли украинцы отдать всю власть военным
В Луганске рассказали, как будут отжимать жилье уехавших
Экс-главарь Донбасса из тюрьмы просится на войну
Московский патриархат предлагают признать террористической организацией
Зеки зверствуют на Луганщине
Появились спутниковые снимки последствий авиаудара по Луганску
Трамп заставит Украину отдать Луганск - CNN
Илон Маск отказался отключить связь Starlink русским оккупантам в Донбассе
Выжившие луганские шахты подарят России
Что взорвалось в Луганске