14.03.2012 03:21
По поводу Луганской воды
Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, приняла решение — с 1 марта по всей стране повысить тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению. Для потребителей главного водопоставляющего предприятия нашей области — компании «Лугансквода» тариф вырос более чем на гривню за каждый кубометр.
Депутаты Луганского областного Совета засомневались по поводу обоснованности именно такого повышения стоимости услуг. И обратились к государственному регулятору с просьбой дать соответствующие разъяснения. Все-таки и Президент Украины Виктор Янукович, и премьер-министр Николай Азаров не раз подчеркивали: тарифы на жилищно-коммунальные услуги не должны беспричинно расти!
Председатель облсовета Валерий Голенко отмечает:
— Если ответ не устроит депутатов, не исключаю, что мы будем добиваться возвращения к прежнему тарифу.
Попробуем разобраться: что и для кого изменилось с началом весны?
ЛУЧШЕ — БЕЗ ПОЛИТИКИ
Ситуацию моментально принялись «выворачивать» в свою сторону представители различных политсил и представляющие их кандидаты в кандидаты в участники близящихся парламентских выборов. Набор их методов, впрочем, традиционно невнятен: протестуют гневно, требуют громко. Только чего именно требуют и против чего протестуют — неясно. Отобрать «Луганскводу» у концессионера-инвестора? Можно, конечно… Только на кого после этого повесить «ярмо проблем», под которым и при помощи-то немалых внешних финансовых вливаний (партнеры предприятия уже вложили в его модернизацию более ста миллионов гривен) компания еле выживает?
Снизить цены на воду и водоотведение до… копеек? Тоже, в принципе, можно было бы, если бы этот вопрос оставался в ведении органов местной власти, а не созданной специально Нацкомиссии. Но только тогда вряд ли кто остался бы работать в компании: ликвидировать порывы, менять трубопроводы, пробивать засоры в канализационных коллекторах — в жару, в мороз. Вы лично за какие деньги при минус 20о С в полный нечистот ров согласитесь лезть, чтобы что-то там латать? Вот и в «Луганскводе» тоже работают обычные люди с обычными человеческими потребностями, имеющие семьи и детей, которых надо учить, кормить, одевать. А если убрать из тарифа долю — на их зарплаты (не шикарные, прямо скажем), откуда предприятию брать деньги на выплаты?
Разделить областное предприятие по местным «квартирам»? Такие призывы тоже регулярно раздаются — всё кому-то кажется, что «их» воду кто-то пьет. А если, мол, будем сами по себе, услуга подешевеет… Ну, во-первых, практика тех городов, которые обслуживаются отдельными водоканалами, что не входят в «Луганскводу», показывает: у них не дешевле.
Что же до желания депутатов Луганского горсовета вернуть местный водоканал в коммунальную собственность областного центра — непродуманность и бессмысленность этого шага легко вскрывается одним-единственным фактом: по данным гендиректора ООО «Лугансквода» Сергея Махуренко, собственной водой Луганск обеспечивается лишь на 30 процентов. А остальную ему поставляют из Южного управления.
И потом, мы ведь с вами небезосновательно считаем (и Президент страны на этом не зря настаивает!): цена воды по всей Украине должна быть примерно одинаковой — раз уж минимальные пенсии, зарплаты, стоимость электроэнергии и топлива одинаковы. Почему же, простите за просторечье, «ведемся» на подстрекательство тех, кто уверяет: отделим луганский водоканал от краснолучского, антрацитовского, ровеньковского — и заживем? Ну ладно, пусть при этом в областном центре копеек на 50, даже на гривню куб подешевеет, но ведь тогда в Красном Луче, Антраците, Ровеньках тариф взлетит гривен до 20! Несправедливо же?
Так что с проблемой лучше разбираться без политики. И без политиков.
Только — чистый расчет.
НЕЗАЩИЩЕННЫХ ЗАЩИТИЛИ
Цены растут активнее, чем доходы. И это всегда, мягко говоря, неприятно. Но давайте здраво и на примерах?
— Норма потребления воды на человека — 5,9 кубометра в месяц, — считаем вместе с Сергеем Махуренко. — Возьмем семью из трех человек. До 1 марта она платила за услуги «Луганскводы» 135,7 гривни, с 1 марта будет платить 158,7. Рост расходов — 23 гривни в месяц. Получается чуть больше семи гривен на человека. Так полуторалитровая бутылка воды в магазине не намного дешевле.
А полтора литра или тонна воды — есть ведь разница!
К тому же людей с минимальными доходами держава все-таки защитила — через систему льгот и субсидий. Установлено: семья, состоящая из работающих людей, не должна платить за жилком¬услуги больше 15 процентов своего общего дохода, а семья неработающих — не больше 10. Так что они как платили эту долю, ее же платить и дальше будут. Компенсацию разницы берет на себя государство.
— Получателей субсидий в области 32 тысячи, льготников — 165 тысяч, — отмечает Сергей Владимирович. — А с ростом тарифа, соответственно, увеличится и количество тех, кто имеет право на государственную поддержку.
Так что, откровенно говоря, повода для серьезного социального взрыва просто нет. Ну, кроме желания отдельных граждан получить возможность публично выступить в роли «защитников народных интересов», воспользовавшись для этого тем, что нынче жизнь у всех, действительно, не больно сытная. Только интерес у «защитников», на поверку, совсем иной, ничего общего с реанимацией водопроводно-канализационного хозяйства не имеющий.
С 2008 года реализуется в нашей области первый в стране такой проект — концессия главного для региона водоснабжающего предприятия. И не критиковал его за это время только ленивый.
Однако альтернативу не предлагал никто.
ДЕЙСТВОВАТЬ ПО-ДЕРЖАВНОМУ
Самое печальное, что рост тарифов на воду не спасает предприятия отрасли, задыхающиеся из-за недостатка финансов и растущих долгов перед энергетиками, не имеющие возможностей и источников на капитальное обновление, и уж тем более на масштабную модернизацию. Которая, кстати, могла и должна бы в итоге привести к снижению тарифа. И это общая для всех подобных предприятий ситуация. «Лугансквода» тут не уникальна.
— До того как Нацкомиссия увеличила размер тарифа, возмещение наших затрат за счет платы от населения составляло 58 процентов. Теперь чуть превысит 70 процентов, — рассказывает генеральный директор «Луганскводы». — До 100 по-прежнему далеко.
Менять ситуацию можно только с участием государства. Соответствующие проекты и предложения от нашего областного Совета были направлены в профильное министерство. И председатель облсовета Валерий Голенко, и глава облгосадминистрации Владимир Пристюк не раз лично представляли их в ходе встреч с первыми руководителями задействованных в процессе министерств и ведомств. И вот недавно первый заместитель министра регионального развития, строительства и ЖКХ Александр Алипов в эфире одного из всеукраинских телеканалов заявил: держава компенсирует Луганской и Донецкой областям часть затрат, связанных с переброской воды по магистральным водоводам.
Из 7200 километров сетей, которые входят в имущественный комплекс «Луганскводы», 2300 — как раз магистральные сети. По ним вода, добытая на севере области, доставляется до потребителей, как правило, в промышленные и густонаселенные города юга. На расстояние до 250 километров. Через семь (!) подъемов. Поднимаясь на высоту от 0 до 349 метров! Естественно, с помощью электроэнергии, цена на которую постоянно растет. Что, кстати, у «защитников народных интересов» не вызывает никакого возмущения.
Для информации: ком¬пания-инвестор с 2008 года провела на «Луганскводе» комплекс мероприятий, направленный на снижение энергопотребления. Что позволило снизить его на четверть. Но стабильно дорожающее электричество «сожрало» экономию…
И в завершение повторим не раз уже сказанное: жители тех самых промышленных городов юга не виноваты ведь, что в свое время эти населенные пункты строились «на угле», а не «на воде».
— До 1996 года добычу воды и поставку ее местным водоканалам (в том числе переброску ее по «магистралям») осуществляло государственное предприятие «Укрводчермет», — уточняет Сергей Махуренко. — И этих затрат в тарифе не было. Сейчас есть.
Обещание одного из руководителей профильного министерства, данное в телеэфире, надеемся, обернется реальной финансовой поддержкой предприятиям нашей и соседней областей, которые обеспечивают водой несколько миллионов человек. В том ведь и суть государственно-частного партнерства, механизма, который лежит в основе договора о концессии: каждая из сторон (собственник, арендатор, государство) выполняет свою часть обязательств, чтобы дать еще одному участнику отношений – потребителю необходимую услугу.
В нужном количестве и достойного качества.
Елена БУГАЕЦ
Пресс-служба Луганского облсовета
|
На реконструкцию водопроводных сетей денег не хватает, а руководство Луганскводы шикует. Ездят на Мерсах, живут в особняках, детей учат за границей. Кто разъяснит, как так получается?
Стоимость кубометра воды в Киеве вместе с водоотводом -3,18 грн. Луганск - 8,96 Это с 1-го марта. Теперь цитата из статьи:"...И потом, мы ведь с вами небезосновательно считаем (и Президент страны на этом не зря настаивает!): цена воды по всей Украине должна быть примерно одинаковой — раз уж минимальные пенсии, зарплаты, стоимость электроэнергии и топлива одинаковы..." Еще одна цитата:"На Кировоградщине в райцентре Новомиргород жители вышли на улицу, протестуя против повышения тарифа на воду, сообщает ТСН. С 1 января стоимость кубометра воды здесь возросла до 20 гривен 40 копеек..."
Кто считает что это примерно одинаковые цены?
Это все понятно, если речь идет о ПИЩЕВОЙ ВОДЕ! А на каком основании то, что течет из крана в городе, туда причисляют? Это - ТЕХНИЧЕСКАЯ ВОДА, что не раз уже доказывали разные эксперты. Годная только для мытья посуды и смыва унитаза... А это уже совсем другие тарифы!
И только в Луганске из всей Украины есть такой бизнес, как торговля чистой водой, которую не страшно в чайник заливать...
Почему ЭТО никто из умников в расчетах не учитывает???
Заголовок
Заголовок
111... читать дальше >>>
Луганские новости:
Новости Украины и мира:
[Главная] [Луганск] [Украина] [Шоу-бизнес] [Общество] [Интернет] [Фотогалереи [Поиск]