.
Луганские новости
Луганские новости:
24.04.2010 13:47
Донецк – Львов: полюса раздора или составные успеха?

R&B GroupДонецк – Львов: полюса раздора или составные успеха?
Популярное в советские времена изречение «СССР - США: два мира – два образа жизни» в украинских реалиях было перенесено на линию «Донецк – Львов». Более девяти лет украинские политики, «серые» кардиналы, журналисты и другие, около политические актеры, играли в игру «найди все отличия», усугубляя непонимание и деструктив между регионами.
Сегодня же оснований для поднятия отношений между Львовом и Донецком на реально конструктивный уровень, способный консолидировать тех, кто, казалось бы, готовится к холодной войне, достаточно. Для этого в эти отношения необходимо заложить экономическое благополучие (в том числе, благодаря реализации проектов к Евро-2012 с простым лозунгом: «Донецк выручит и Львов сыграет!»).
Изменения, прежде всего, нужны в видении политического руководства мотивов консолидации общества.
Прагматизм новых отношений – это не строительство в старой части Львова бизнес-центра в стиле Парус, что равносильно строительству католического собора напротив Донбасс-Арены. Это создание рабочих мест в инфраструктурных проектах, на которые не так сложно взять кредит в европейских банках. Футбольное тщеславие не только львовян, но и всех галичан при правильном менеджменте процесса может дать шанс началу иного человеческого взаимопонимания. Как показывают различные исследования общественного мнения, общие жизненные ценности рядовых жителей Донбасса и Галичины, а не только Львова и Донецка, в контексте восприятия нынешней ситуации в Украине будут конкретной гарантией успеха этого процесса.

Анализ выступлений политиков, экспертов и журналистов относительно линии Донецк – Львов свидетельствует о преобладании устаревших акцентах на региональных конфликтных позициях. Представители этих профессий не могут понять шанс нового времени и нового этапа жизни страны.
Если кратко, то их тезисы сводятся к нескольким ключевым позициям. Во-первых, разному отношению к некоторым вопросам истории Украины, в частности:
- деятельности ОУН-УПА и ее лидеров С.Бандеры и Р.Шухевича, в особенности, присвоение им званий героев Украины;
- отношению к прошлому СССР и его первым лицам (И.Сталин и другие члены руководства КПСС);
- роли России в становлении украинского государства, причем, начиная со времен царского периода правления.

Политическая идентичность является вторым конфликтным моментом между регионами. Поддержка разных политических сил и соответствующие ожидания от их деятельности отталкивают не так сильно как одиозная, а главное деструктивная роль отдельных политиков, усугубляющих эту линию раскола. Однако большинство жителей Донецка и Львова единодушны в том, что Украина еще не стала полностью демократическим государством, но находится в процессе становления*. Соцопросы показали, что политическая система, создаваемая после обретения независимости, со всеми ее недостатками является лучшей с точки зрения как дончан, так и львовян. Более 60% жителей обоих городов не захотели бы вернуться к советской системе. Притом, что большинство граждан (80%) признали отсутствие у них механизмов влияния на власть и невозможность быть услышанным. Спрос на демократию одинаково велик в обоих регионах*.
Несмотря на то, что в Донецке популярны социалистически-левые и левоцентристские силы, а во Львове – национально-радикальные и правоцентристские, большинство населения не проявляют политическую и общественную активность и не состоят в тех или иных политических или общественных организациях и не стремятся к этому. В тоже время активная позиция в желании реализовать свои гражданские конституционные права – прийти на выборы и проголосовать - одинаково высока в обоих регионах.
Противоположные внешнеполитические ориентиры и симпатии как третий конфликтный фактор (в частности, различные подходы к перспективам развития украинского государства – Европа или союз с Россией) использовались многими политическими силами в качестве PR-технологии. Безусловно, что внешнеполитические приоритеты жителей регионов сформировались исторически и на экономических предпосылках. Симпатии львовян к Польше, Канаде, Италии, Великобритании объяснимы, так же, как и симпатии дончан к России, Беларуси и Казахстану. Однако при взвешенной политике украинской власти эти ориентиры и симпатии можно успешно использовать, реализуя свои внешнеполитические интересы.
Начинать нужно с разрушения устоявшихся стереотипов, которые были сформированы политтехнологами в последних избирательных кампаниях. Вероятно, информация о том, что треть населения Львова считает Россию стратегическим и дружеским партнером Украины, а 5 % - братской страной, вызвало бы удивление у дончан и стало бы началом этого процесса. В свою очередь, треть жителей Донецка, которые хотели бы присоединиться к ЕС или жить в своей собственной стране без объединения с какой-либо иной страной и без вхождения в союзы государств, также во многом удивила бы львовян*.
Прагматизм мотиваций граждан Львова и Донецка практически идентичен: дружить с Европой и использовать российские природные ресурсы для одних, и дружить с Россией и использовать кредитные ресурсы Запада для других.
Для уменьшения конфликта по линии Донецк - Львов следует не акцентировать внимание на общегосударственном уровне на противоречивых проблемах истории – ведь это стало еще одним фактором, который привел лидеров прошлой «оранжевой» власти к иллюзии власти и потере доверия к ним во всей стране. Необходимо стараться максимально смягчать идеологические и внешнеполитические дискуссии, быть аккуратными в кадровой политике, уделяя больше внимания общим проблемам человеческого благосостояния и культуры, не упуская огромную необходимость в обоих городах поднятия уровня обычной гражданской безопасности на улицах.
Такие факторы, как, например, ситуация вокруг назначения Д. Табачника и отсутствие до настоящего времени четкой внутренней политики, к сожалению, усиливают общие угрозы для обоих регионов страны. Таким на сегодня является внешнее целенаправленное углубление общественного раскола Запад–Восток, путем интенсивной информационной кампании на актуализацию таких тем, как отношение к НАТО, статус русского языка в Украине, возможный конфессиональный конфликт между УПЦ МП и УПЦ КП и их сложные отношения с Украинской Греко-католической церковью и т.д.
В реальную угрозу для региональных элит превращается внешнее давление на кадровую политику по важным государственным постам в сфере безопасности с Востока и в сфере финансов с Запада.
В связи с этим возрастает роль Президента в отстаивании национальных интересов для всего народа. При правильном использовании технологий информационных войн существует реальная возможность создания консолидирующего эффекта в информационном пространстве страны вокруг усилий Президента как гаранта целостности и независимости страны, одинаково важной для всех граждан. Ведь внутренние распри начинаются только после того, как исчезает внешняя угроза (пример - события на острове Тузла или конфликт с Румынией по морскому шельфу).

Серьезной угрозой для страны является ухудшение уровня социально-экономического обеспечения населения, вне зависимости от региона, в условиях углубления финансово-экономического кризиса (рост социального недовольства, дальнейший рост бедности населения). По данным ООН, украинцы за последний год обеднели на 10%. Согласно статистике ООН, за чертой бедности в Украине находятся 78% людей, то есть, у такой части украинцев потребительская корзина меньше признанной в мире черты бедности – $17 в день. Такая ситуация, по мнению многих экспертов, может привести к социальной нестабильности и активным формам протеста со стороны граждан и развитию государственного управления в системе тоталитарного режима.
Эти перспективы одинаково сильно пугают бизнес-среду в стране. Украина занимает 83-е место по уровню развития общества, опустившись за последний год на 7 ступенек рейтинга.

Наибольшая общая угроза состоит во внутренней дестабилизации, что может произойти в случае сознательного внешнего или внутреннего провоцирования углубления раскола между Западом и Востоком.
Резкое ухудшение политико-экономического климата в стране приведет к внешней экономической экспансии, экономическим войнам между транснациональными корпорациями за активы на территории Украины, приобретению украинских активов зарубежным капиталом и существенного ослабления доходности украинских финансово-промышленных групп, стоящих в основе парламентских партий конструирующих власть в стране на данном этапе.
Эти тенденции приведут к вероятным неуправляемым социальным волнениям, одинаково не выгодным, как на Востоке, так и Западе страны.

Продолжение следует…