.
Луганские новости
Луганские новости:
19.11.2009 08:35
Лакмусовая бумажка для химпрома Луганщины

"Реальная газета"Лакмусовая бумажка для химпрома Луганщины
В Северодонецке химики предложили Тимошенко продолжать в том же духе

Через год после подписания антикризисного меморандума с химиками премьер-министр Юлия Тимошенко встретилась с руководителями предприятий отрасли в Северодонецке. Оказалось, что принятые правительством антикризисные меры в отрасли руководителей заводов вполне устраивают. Единственная серьезная претензия химиков к премьер-министру – долги по НДС. Но кому, как не руководителям промпредприятий, понимать, что казна страны наполовину пуста, и деньги не возвращаются потому, что их просто нет

Химическая отрасль Украины начала создаваться еще в 30-х годах прошлого столетия. В то время химпредприятия СССР были лучшими в Европе, 16% советской химии и нефтехимии были сосредоточены в Украине. В Украине химики – поставщики валюты, предприятия, обеспечивающие десятки тысяч граждан работой, а бюджеты – налогами. Правительство еще год назад определило антикризисные меры для бюджетообразующих отраслей – горно-металлургической, химической и нефтехимической. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко 14 ноября заверила химиков в Северодонецке – правительство сделает все, чтобы Украина сохранила свои химпредприятия
ВОПРОС №1: ГАЗ

Вопрос поставок природного газа – самый острый и проблемный для химических предприятий. Химики используют его в качестве технологического сырья, и 70-80% себестоимости их продукции зависит именно от цены на газ.

Гендиректор ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» Алексей КУНЧЕНКО рассказал, что в кризисном году его предприятие использовало свои производственные мощности наполовину, а производство уменьшилось в 2,2 раза. За 9 месяцев завод понес 382 миллиона гривен убытков, рентабельность продаж составляет минус 24%.

«Главное – наша продукция стала неконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Наши родственные предприятия в России имеют цену газа на задвижке завода 75 долларов, мы на 14 августа имели 314 долларов, – сказал Кунченко. – 17 ноября 2008 года между КМУ и предприятиями химпрома был подписан меморандум, в котором обе стороны взяли на себя антикризисные обязательства. Меморандум установил граничную цену на природный газ для производителей минеральных удобрений на уровне 1584 грн. за тысячу кубометров без НДС. Это снижение – на 18% – действующей цены позволило снизить затраты на себестоимость продукции и обеспечить оптимальный уровень производства, обеспечить сельхозтоваропроизводителей удобрениями».

Однако Кунченко говорит, что цена на продукцию его предприятия сейчас в два-три раза ниже, чем была в сентябре 2008 года, и, учитывая, что стоимость природного газа достигает 80% структуры себестоимости продукции, самой главной проблемой является все-таки топливо. «Предприятиям химкомплекса, для которых газ является технологическим сырьем, нужна помощь государства, чтобы пережить кризис. Первое и главное – установить дифференцированный тариф на газ для азотных предприятий, которые используют его как сырье, как минимум до 1 июля 2010 года», – сказал руководитель северодонецкого «Азота».

Гендиректор «ЧеркассыАзота» Андрей КОВАЛЬ поддержал коллегу – самое худшее время химики уже пережили – летом химзавод в Черкассах работал на 30% мощности. После решения вопроса по газу загрузился полностью. «Мы считали свою экономику – если цена будет выше 240 долларов на задвижке предприятия, это будет для нас очень тяжело», – сказал он.

Тимошенко напомнила химикам, что принятые в рамках антикризисной программы постановления КМУ позволили химпредприятиям покупать природный газ у нерезидентов Украины. Те признают, что этот вопрос решить очень сложно, но все-таки возможно. Тем более, что если в начале 2009 года этот шаг был предпринят как антикризисный, то теперь Тимошенко обещает сделать эту норму постоянно действующей.

«Тяжело идут попытки покупок газа за территорией Украины, есть жесткое законодательство РФ. Но, тем не менее, покупка газа в среднеазиатских республиках с транзитом через РФ – это возможно. И при вашей поддержке эти вопросы можно решить», – сказал гендиректор Северодонецкого объединения «Азот».

«Эта норма будет постоянно действующей. Нам важно, чтобы вы этот газ нашли. Сейчас в мире кризисные явления, и самое время искать газ в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане – у них есть лишние объемы топлива, которое некуда девать. И сейчас, когда идет формирование балансов на следующий год, своих лучших менеджеров нужно отправлять туда безотлагательно. Безотлагательно, – для убедительности повторила Тимошенко. – Мы готовы поддержать вас. Если вам удастся заключить контракты на покупку газа, я гарантирую, что транспортирование его в Украине мы обеспечим, главное, чтобы вас устроила цена, в том числе с транзитом».

Глава правления Одесского припортового завода Валерий ГОРБАТКО в свою очередь предложил и другие варианты для решения газового вопроса. Первый – развитие собственной добычи, второй – строительство терминала сжиженного газа, который готовы поставлять в Украину и Катар, и Алжир. Тимошенко согласилась тут же: «Это может быть сильный проект. Такой терминал можно построить только совместными усилиями государства и химпредприятий. Когда-то мы обсуждали, и этот вопрос остается актуальным – строительство альтернативных газопроводов. Но, как мы сегодня видим, цена на газ достигла такого уровня, что сжиженный газ, как мне кажется, уже более актуально завозить. У нас есть пропозиции как минимум от двух стран – Южной Кореи и Японии – можно было бы их привлечь, чтобы они могли проинвестировать в проект».

В ходе совещания Министерству топлива и энергетики поручено в кратчайшие сроки решить, где может быть размещен терминал для сжиженного газа. Тимошенко предложила руководителям и владельцам химзаводов создать консорциум, со своей же стороны обещала помочь решить вопрос с выделением земли и помочь в привлечении кредитов.

«Мне не понятно, почему за 18 лет нашим химпредприятиям, которые используют газ как сырье, не дали возможности разрабатывать собственные месторождения природного газа», – сказала премьер. А поскольку отрасль отнесена к бюджетообразующей, Тимошенко поручила Министерству промышленной политики и Министерству охраны окружающей среды в кратчайшие сроки систематизировать запросы химпрома в сырье с возможностями украинских месторождений.

«По всем полезным ископаемым, которые используются для химпрома, введем специальный льготный режим предоставления лицензий на разработку месторождений», – сказала она. Но у премьера есть условия – эти месторождения должны получить не те, кто хочет их потом перепродать, а те, кто реально будет их разрабатывать – это должны быть вертикально интегрированные компании. «Мы знаем, что себестоимость добычи природного газа не сравнимо ниже, чем рыночные цены на него. Рыночная цена на природный газ не адекватна его себестоимости и не адекватна структуре себестоимости продукции других отраслей».

Тимошенко считает, что цена на российский газ для Украины должна быть рыночной несмотря ни на что – на этом зиждется политическая независимость. По ее мнению, у Украины цена не такая уж и плохая, учитывая то, какой могла быть. Ниже цену на газ имеет только Беларусь. Даже Молдова, отдавшая половину газотранспортной системы РФ, имеет цену выше, чем в Украине в среднем по итогам года.

19 ноября Тимошенко в рамках саммита стран СНГ на уровне премьер-министров встретится с российским коллегой Владимиром Путиным. «Будем снова поднимать вопрос о том, как оптимизировать цены на природный газ», – сказала премьер в Северодонецке.

ВОПРОС №2: ТАРИФЫ

14 октября 2008 года Кабинет Министров Украины ввел мораторий на повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки для химических предприятий.

«Кроме цены на газ для нас еще очень важна в целом тарифная политика, тариф на электроэнергию, железнодорожные перевозки, портовые услуги. Зафиксированные тарифы нужно сохранить – обязательно», – сказал директор «ЧеркассыАзота» Андрей Коваль. Премьер-министр Украины выразила готовность продлить мораторий для химпредприятий. Но все-таки, как просил гендиректор северодонецкого «Азота», до 1 июля 2010 года обещать не стала, ограничившись сроком первого квартала следующего года.

ВОПРОС №3: ПРОТЕКЦИЯ

Протекционистские меры государства в кризисных условиях могут стать еще одной соломинкой для химпрома. Хотя введение ограничений на импорт регулируется правилами Всемирной торговой организации, украинские власти готовы поддержать отечественную химию.

Премьер-министр предложила химикам в кратчайшие сроки подать в КМУ свои предложения по регламентации импорта.

«Я думаю, то, что мы импортируем, должно быть поделено на две части – импорт сырья и компонентов для собственного производства химпродукции, что должно иметь нулевую ставку пошлины и упрощенные процедуры. Импорт же готовой продукции, в том числе и удобрений, должен быть усложнен. Нужно научиться себя защищать. Я понимаю, что есть конфликт интересов между аграриями и химической отраслью, я понимаю, есть вопросы. Но нужно найти середину, которая устроит и тех, и тех. У нас есть неплохой опыт заключения меморандумов», – сказала премьер-министр.

Алексей Кунченко внес вопрос увеличения антидемпинговой пошлины для защиты отечественного производителя в перечень самых важных пунктов антикризисной программы. Он считает, что увеличение пошлины на аммиачную селитру позволило бы значительно глубже вздохнуть в том числе и Северодонецкому объединению «Азот». «За 9 месяцев в Украину была ввезена 141 тысяча тонн российской селитры на сумму 21 миллион долларов – это то, что мы могли бы производить у себя. Нужно защитить отечественного производителя – так, как это делают страны ЕС и США», – считает гендиректор.

Президент ОАО «Украгрохимхолдинг» Сергей ЛИСКОВСКИЙ призвал премьера защитить местных производителей сложных минудобрений от импортного товара из России и Беларуси. «Мы уже потеряли 93% внутреннего рынка сложных минудобрений, и учитывая, что основные виды сырья в РФ в несколько раз дешевле, чем в Украине, мы не можем никаких внутренних шагов предпринять для того, чтобы улучшить ситуацию». Он считает, что ограничение на импорт – вполне допустимая временная мера.

Тимошенко обещала оградить внутренний рынок настолько, насколько это возможно, при одном условии – если химики договорятся с сельзохтоваропроизводителями о ценах на удобрения.

В этом вопросе правительству напомнили о еще одной невыполненной программе – удешевления отечественных удобрений путем дотаций потребителям. Президент ОАО «Украгрохимхолдинг» Сергей Лисковский, выступая на совещании с химиками, отметил, что «несмотря на реальные преимущества покупки удобрений отечественного производства через механизм удешевления, платежеспособный спрос со стороны потребителя практически отсутствует». Причина в том, что хотя украинские удобрения и дороже российских (в среднем на 15-20%, все из-за той же цены природного газа), но правительство разработало программу удешевления удобрений. А украинские аграрии не хотят в ней участвовать – все из-за того, что более дорогие удобрения нужно покупать сейчас, а компенсации будут неизвестно когда.

ВОПРОС №4: ДОЛГИ ПО НДС

Пожалуй, однозначная претензия химиков к правительству – невозмещение НДС. Только северодонецкому «Азоту» государство должно 87 миллионов гривен, предприятию «ЧеркассыАзот» – 150 миллионов, 50 миллионов Рубежанскому картонно-тарному комбинату. Этот список можно продолжать долго.

«С момента декларирования до момента возмещения НДС проходит пять и более месяцев, зависает в среднем по 20 миллионов в месяц. Тяжело», – смягчал формулировки гендиректор «ЧеркассыАзота» Андрей Коваль.

«Мы выписывали это в меморандуме, нужно стремиться вовремя компенсировать, это вымывание оборотных ресурсов и без того в не самом лучшем финансовом положении предприятий», – повторяет Кунченко.

Сама Тимошенко объясняет задержку с компенсациями элементарным отсутствием денег:

«НДС постоянно с момента начала кризиса является проблемным и не так просто решается. Могу сказать, и вы сами знаете, что налог на прибыль сейчас практически не платится, именно потому, что вся экономика Украины была закредитована в валюте, и когда курс существенно и, я считаю, необоснованно упал, то пересчитанные валютные кредиты вылились в убытки еще на пару лет вперед. Вся страна не получает бюджетообразующих доходов. И сегодня бюджет в целом дотягивает до 43-45% от плановых поступлений, и это существенно влияет на возмещение НДС».

Премьер уверяет: «НДС не возвращается не потому, что мы к вам относимся с неуважением, не оттого, что хотим кого-то «прижать» – просто государство живет очень тяжело. И для нас главный приоритет – выплата пенсий и зарплат там, где люди просто живут с копеек, и мы не можем оставить их без этих доходов».

Тимошенко обращается к представителю ГНАУ:

– Прошу составить график до конца года. Динамичный.

Потом, еще раз посмотрев на чиновника, добавляет:

– Я понимаю, что тяжело.

Я все понимаю. Но и вы поймите – им тоже тяжело без этих денег.

ВОПРОС №5: МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ

По статистике, 12% оборудования в химпроме используется уже более 30 лет, столько же – больше 20 лет. 21% оборудования проработало уже больше 10 лет. 35% – от 6 до 10 лет. Примерно пятую часть можно считать новым – срок эксплуатации менее 5 лет.

Все понимают – сейчас не самое удобное время для получения кредитов на реконструкцию. К примеру, за 5 последних лет на том же Северодонецком объединении «Азот» в новые технологии было вложено 1,2 млрд. грн., в энергосбережение на «ЧеркассыАзоте» – 150 миллионов долларов. Премьер Тимошенко от лица государства готова давать гарантии банкам для кредитов на необходимую модернизацию и реконструкцию, «чтобы мы все постепенно выходили из кризиса, скоординировали нашу совместную политику. Эта ключевая, бюджетообразующая отрасль будет поддержана властью – по крайней мере, исполнительной властью. Мы дадим возможность переоснастить ГМК и химпром».

Химпром очень хорошо представлен политически, поэтому выходы на органы высшей государственной власти у химиков есть. С другой стороны, лояльность в выступлениях на совещании можно объяснить и простым прагматизмом – дескать, эти люди не привыкли рвать глотки на митингах, а можно и предположить, что, имея постоянный диалог с властями, химики, просто пытаются выкачать из государства максимум преференций и привилегий сейчас, когда их раздают в преддверии выборов. Но, как показало в том числе и это совещание, максимум, что может дать государство тем, кто имеет мощное лобби во власти, – это организационную поддержку. Миллионные долги по НДС – это повод для политических заявлений против Тимошенко, но в этот раз они не прозвучали, хотя среди выступающих было много авторитетных регионалов.

Марина ДАРНИЦКАЯ

Подписаться на луганские новости

Готовы ли украинцы отдать всю власть военным
В Луганске рассказали, как будут отжимать жилье уехавших
Экс-главарь Донбасса из тюрьмы просится на войну
Московский патриархат предлагают признать террористической организацией
Зеки зверствуют на Луганщине
Появились спутниковые снимки последствий авиаудара по Луганску
Трамп заставит Украину отдать Луганск - CNN
Илон Маск отказался отключить связь Starlink русским оккупантам в Донбассе
Выжившие луганские шахты подарят России
Что взорвалось в Луганске