.
Луганские новости
Луганские новости:
24.09.2009 08:05
Охота на угольных генералов. Выстрел – взрыв – и простор для фантазии

proUAОхота на угольных генералов. Выстрел – взрыв – и простор для фантазии
Двух этих людей, на первый взгляд, практически ничего не объе­диняет. За исключением нескольких как бы ничего не значащих мелочей. На­пример, работают оба в одном и том же здании: один - на 2-м этаже, вто­рой - на 3-м. Но ведь в разных же уч­реждениях! Должность каждого из них имеет отношение к угледобыче. При этом второй неразрывно и непосред­ственно связан с этой отраслью (при­чем много лет подряд). Первого же долг службы с угольной темой сталки­вает не то чтобы эпизодически, но она является лишь одной из сторон его де­ятельности. И, что вполне естествен­но, то один, то другой время от време­ни попадают в центр внимания в свя­зи со скандалами в угольном секторе региона. (И, не спеша вменять в вину или записывать в заслуги сей факт, вспомним, что эта, одна из краеуголь­ных для экономики Луганщины, от­расль также отличается наибольшей напряженностью. Особенно в после­дние годы, когда, ни для кого не секрет, традиционно курировавшие уголь регионалы начали сдавать позиции под напором молодых нахрапистых канди­датов в «крышеватели»).

И, в общем-то, все эти мелкие совпадения не бросились бы в глаза, если бы не последовавшие одно за другим два чрезвычайных события – взрыв и выстрел. И если первое по­пытались «замять», то второе выз­вало широкий резонанс.

И Я НЕ Я И ЛОШАДЬ НЕ МОЯ...


Как нам стало известно из весьма осведомленных источников, на днях опасности подверглась жизнь генерального директора ГП «Луганскуголь» А. Ермакова. Рассказывают, что в полвосьмого утра за ним домой заехал водитель на 470-м «Лексусе» (кстати, стоимость такого джипа - порядка 100 тыс. долларов), и едва он успел покинуть салон, как автомо­биль вспыхнул и с оглушительным грохотом взорвался.

Юридически иномарка к Ермако­ву никакого отношения не имела, но его, как утверждает тот же источник, неоднократно видели именно в ней, а теперь гендиректор пользуется дру­гой, куда более скромной и менее пре­стижной моделью автомобиля.

Ни водитель, ни руководитель «Луганскугля» не пострадали; а по­скольку по поводу взрыва никто за­явления в правоохранительные орга­ны не подавал, то и официальных версий произошедшего не существует. Что до слухов на этот счет, то их мож­но поделить на две группы. Первая - «Лексус» облили чем-то легковоспла­меняющимся и подожгли неизвестные недоброжелатели Ермакова. Вторая - машину, возможно, подожгли, что­бы скрыть следы дорожно-транспор­тного происшествия, сами ее вла­дельцы. На наш взгляд, более убеди­тельно выглядит первая версия, тем более что собственник автомобиля, если верить нашему информатору, нажил за последний год предостаточ­но недругов.

Поговаривают, что руководящий стиль Ермакова далёк от совершен­ства, вспоминая при этом и откро­венную грубость во время отрасле­вых селекторных совещаний в адрес министра Полтавца; и браваду лич­ным оружием; и некогда нашумевшее рукоприкладство прямо в началь­ственном кабинете, на счет чего по­страдавший обращался в прокурату­ру. Правда, последний инцидент, как и случай с «Лексусом», каким-то обра­зом сошел на нет, юридического раз­вития так и не получив.

Впрочем, как отметил еще один наш источник, в трудовой биографии Александра Ермакова было и ранее немало критических эпизодов. Так, в бытность коммерческим директором того же «Луганскугля», но в далекие 90-е (1995-1996 гг.), он попал в поле зрения СБУ, расследовавшей сделки с Молдовой на сумму в 1 млн долларов; было даже заведено уголовное дело. Тем не менее, позже Ермаков возглав­лял ряд шахт, а также работал в ин­ституте «Луганскгипрошахт» и гене­ральным директором ГП «Донбассантрацит». Ходят слухи, что и здесь все было далеко не гладко, но 10 января 2008 года Ермаков был представлен в качестве гендиректора ГП «Луганскуголь». Видимо, пришелся ко двору но­вому министру и новым «угольным генералам», начавшим набирать силу в нашей области именно в тот период. (Информация для размышления. Виктор Полтавец: с 1992 года – генеральный директор ПО «Луганскуголь»; в 1994-1995 гг. - Ми­нистр угольной промышленнос­ти Украины; 18 декабря 2007-го назначен на пост Министра угольной промышленности Укра­ины коалиционном правитель­стве Юлии Тимошенко.)

Кстати, этой поддержкой «в вер­хах» объясняют многие ту вольгот­ность, с которой чувствует себя Ер­маков на своем рабочем месте.

Достаточно вспомнить, напри­мер, о возникшей, с подачи Ермако­ва, «удачной» идее реорганизации ГП «Луганскуголь»: вывести из 8 шахт предприятия четыре «наиболее убы­точные»: «Лутугинская» (г. Луганск), «Черкасская» (Славяносербский район), «имени Артема» и «Фащевская» (Перевальский район), а также авто­базу, санатории-профилактории «Па­рус» и «Шахтер». На базе этих под­разделений предлагается до 1 ноября 2009 года создать ГП «Востокуголь» либо передать их в ГП «Первомайскуголь». И если бы не вмешательство губернатора и профсоюзов, то еще не известно, как бы обернулось с доход­ными шахтами, на которых в настоя­щее время держится баланс всего го­сударственного предприятия «Луган­скуголь»; никто не поручился бы, что уже после 2 ноября они не были бы пущены по отдельности с молотка. Что же до убыточных - им. Артема, «Лутугинской», «Черкасской» и «Фащевской», то в перспективе не исклю­чалось их закрытие; кстати, после­дние две шахты еще год назад счита­лись перспективными. И, что инте­ресно, тогда же была совершена пер­вая попытка реорганизовать «Луган­скуголь»; в июле 2008 года генераль­ный директор предприятия Ермаков обратился с двумя служебными за­писками на имя Министра угольной промышленности; правда, по поводу двух шахт - им. Артема и «Лутугинской» (тогда профсоюзы также не под­держали приказ, поскольку не увиде­ли в нем четкой перспективы разви­тия шахт). Что касается последней, то в феврале этого года, на заседа­нии технического совета ГП «Луганскуголь», рассматривался вопрос о целесообразности дальнейшей рабо­ты ОП «Лутугинская» в условиях кри­зиса и была озвучена мысль о необ­ходимости консервации шахты.

20 февраля в ГП «Луганскуголь» по этому поводу состоялось экстрен­ное совещание, о чем для «Свобод­ного репортера» писал побывавший на нем единственный из журналистов Владимир Хапчук: «Очень инте­ресно прозвучала фраза главно­го героя этой истории - генди­ректора Ермакова. Заметьте, сказанная в условиях кризиса, на который так ссылается наш ге­рой: «Я взял 30 млн грн. Давайте шахту ставить на реконструк­цию. Шахту надо вылечить! У вас не хватит сил делать и то и дру­гое». «Полечить» шахту и осво­ить при этом 30 млн грн генди­ректору хочется, а вот сохра­нить ее работоспособность, и соответственно, инфраструк­туру, желанием он как-то не го­рит. Странно, не правда ли? Все это больше похоже на очередное желание реконструировать шах­ту за бюджетные деньги для бу­дущих потенциальных «прихватизаторов»».

Что же до взрыва, которого как бы не было, то ходят упорные слухи, что это владельцу «Лексуса» (коим Ермаков, как мы помним, не являет­ся ни в коей мере) такой прозрачный намек. От возможных ли конкурентов в бизнесе? Или, быть может, от «на­рода» - доведенных до грани шахте­ров, которым, по меткому замечанию одного из наших собеседников, «если власти не могут привлечь к ответственности зарвавшихся хапуг, то общество вынуждено будет скоро заняться самоочисткой»? История об этом пока умалчивает.

СНАЙПЕР-МАЗИЛА

Людская молва и второй инци­дент - со стрельбой - склонна расце­нивать как такое незамысловатое «китайское предупреждение».

17 сентября покушение было со­вершено на главу Луганского терри­ториального отделения Госгорпромнадзора Александра Труфанова. В него стреляли на кладбище Острой моги­лы, куда он приехал на могилу сына. Как позже рассказали очевидцы, вый­дя из автомобиля, Труфанов подошел к бригаде рабочих, стоявших возле могилы, и начал с ними беседовать. Раздался звук, напоминающий хлопок, и глава территориального Горпромнадзора упал. Со сквозным огнестрельным ранением левого плеча он был доставлен в областную клиническую больницу. В настоящее время здоро­вью Александра Труфанова ничего не угрожает, он находится в сознании.

Сотрудниками милиции при ос­мотре места преступления было со­брано большое количество веще­ственных доказательств, в частно­сти сделан слепок протектора авто, на котором прибыл и отбыл стреляв­ший, но гильза не найдена. А так как пулевое отверстие - сквозное, то пока нет возможности определить тип оружия, из которого был сделан выстрел. И крайне сомнительно, что это был пистолет, поскольку стрелку нужно было подойти хотя бы на рас­стояние в 20 шагов, но в таком слу­чае его заметили бы рабочие, Труфанов либо его водитель. Так что не ис­ключено, что это мог быть снайпер (но какой-то непристрелявшийся?).

По факту произошедшего возбуж­дено уголовное дело по ст. 15 УК (покушение на убийство) и ст. 115 УК (умышленное убийство). Милиция рассматривает две версии: личные неприязненные отношения и профес­сиональная деятельность.

Наш источник выдвинул свою версию происшествия: конфликт на почве бизнеса. По его словам, Труфанов является владельцем успешного предприятия довольно популярного и прибыльного рода деятельности, ко­торым еще не так давно управлял его ныне покойный сын.

Также не исключено, что, дей­ствительно, в трагедии сыграли оп­ределенную роль должностные обя­занности Труфанова. Например, за неделю до выстрела на Острой Могиле Государственный комитет Укра­ины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору за­вершил проверку всех угольных шахт Украины, в том числе и в на­шей области. Во время проверки про­ведено почти 1,6 тыс. обследований, в результате которых выявлено больше чем 14,8 тыс. нарушений. На инженерно-технических работников шахт, которые допустили ведение работ с нарушениями правил безо­пасности, чем создавали угрозу жиз­ни работающих, наложено 395 штра­фов на общую сумму 31 тыс. 382 грн.

Кроме того, еще в декабре прошло­го года, после ряда аварий и гибели лю­дей, Госгорпромнадзор обратил особое вни­мание на так называемые «копанки» в Луганской области. В частности, на со­вещании в Луганском территориальном управлении ведомства председатель Госгорпромнадзора Сергей Сторчак зап­ретил согласование годовых программ развития горных работ шахтам, на гор­ных отводах которых выявлены факты несанкционированной добычи угля. «Ин­спекциям по надзору за охраной недр, геолого-маркшейдерского контроля, и переработкой полезных ископаемых поручено установить контроль за угольными складами шахт и в случаях установления фактов снабжения углем организациями, которые незаконно пользуются недрами, на угольные скла­ды шахт, материалы направлять в пра­воохранительные органы», - подчерк­нул тогда Сторчак.

И, думается нелишним будет на­помнить, что на угольный пласт слу­чайно не наткнешься, и «копанку» че­ловеку с улицы не организовать, для ее эффективной работы необходимо располагать засекреченной информа­цией о геологических разработках. Наибольшая плотность незаконных разработок угля на территории нашей области - Перевальский, Лутугинский, Славяносербский районы. По странному стечению обстоятельств, та же, что у государственного пред­приятия «Луганскуголь».

Полина Глуз, «XXI век»