.
Луганские новости
Луганские новости:
03.09.2009 07:36
Дневник для мэра

proUAДневник для мэра
И снова 1 сентября. Нарядные учителя и школьники, цветы, воздушные шары и масса поздравлений от чиновников. Праздник. Но только на несколько минут. А после начнутся будни.
Правда, на горизонте маячат и новые праздники – всего пара недель, и нас ждет День города. В его преддверии мы и решили расспросить людей, которые в разные годы руководили Луганском, что они думают о нынешней организации учебного процесса в школах областного центра? А заодно и узнать, как относились к 1 сентября и учебе наши бывшие градоначальники?

Алексей Данилов:

«Я всем давал списывать, и меня всегда выставляли из класса»

– Алексей Мячеславович, как вы, будучи учеником, воспринимали 1 сентября?
– Достаточно спокойно. Конечно, было здорово после каникул встретиться с друзьями, одноклассниками, все-таки целое лето не виделись.

– Вы были, наверное, примерным учеником...
– Я учился на 4 и 5. По математике, физике всегда были только пятерки, это были мои любимые предметы. Я решал все контрольные, все варианты буквально за 15 минут. А что касается иностранных языков, здесь с самого начала была сложная ситуация: сперва нас учили испанскому, второй год мы учили немецкий, а потом – французский, поэтому я, кроме английского языка, никакой больше не знаю.

– Списывать одноклассникам давали?
– Обязательно. Я решал на контрольных свои задания, отдавал их по классу, и учительница меня всегда выставляла из класса. У нас в классе было 43 человека, лидерство было разное. Естественно, девочки-отличницы были лидерами в одних вопросах, а мальчики были лидерами в других. Это сегодня выросло поколение, которое мало чем отличается друг от друга, а раньше было такое вот разделение.

– С кем-то из своих бывших учителей поддерживаете отношения?
– К сожалению, моя классная руководитель умерла, ну а на юбилее школы присутствовал. Я окончил восьмилетку, а потом уехал учиться в техникум, поэтому у меня в жизни не было самых насыщенных событиями 10 и 11-го классов.

– Будучи мэром Луганска, что вы считали для себя основным в подготовке учебных заведений к началу учебного года?
– Прежде всего максимальная самостоятельность директоров в этом вопросе (в подготовке к началу обучения. – «МГ»), чтобы они учились самостоятельно разбираться в хозяйственных вопросах. И второй вопрос: с 1994 по 1997 год у нас была достаточно крупная задача – закончить строительство 60-й школы. Мы эту задачу выполнили.

– Какие, по-вашему, полюсы и минусы в организации процесса обучения нынешним руководством Луганска?
– Я в Луганске не был с 2006 года, поэтому мне трудно что-либо сказать. Я, честно говоря, не особенно слежу, что там происходит. У меня в Луганске, кроме тещи, никого из семьи не осталось. Сын окончил школу в Киеве и в этом году самостоятельно, без помощи папы и без мамы, поступил на бюджетное место в университет имени Шевченко на юридический факультет, чему я рад и чем горд.

Я считаю, что эти тесты, которые сейчас ввели, имеют смысл. Да, есть вопросы, но надо спокойно к этому относиться, потому что здесь исключается человеческий фактор и элемент предвзятого отношения учителя к ученику. Я считаю, что это правильно.

Анатолий Ягоферов:

«Сегодня директор школы – «и лошадь, и бык, и баба, и мужик»

– К школе я всегда относился серьезно, воспринимал ее как источник знаний, который имеет существенное прикладное значение для человека и общества. У меня всегда хорошо проходили точные науки, такие, как физика.

В то время к образованию относились достаточно серьезно. Учителя были людьми особенными, которых прежде всего волновал учебный процесс, каждый из них отдавал всего себя именно воспитанию человека и меньше задумывался о материальной составляющей.

На сегодняшний день все, конечно, по-другому. Учителя зарабатывают очень мало, и ситуация в школе совсем иная. Несмотря на все старания учителей, те, кто управляет и влияет на школу, мало заботятся о самом учебном процессе.

– Анатолий Николаевич, а в ваше время было такое понятие, как спонсорская помощь школе от родителей?
– Нет, но можно было прийти, выполнить какие-то работы, но, в общем-то, все это делало государство. За школами закрепляли предприятия, организации, и они оказывали шефскую помощь. Хотя, по-моему, это было неправильно. Предприятие должно делать то, что лучше всего умеет, а уже за счет выпущенного им продукта можно содержать те же школы. Местные власти тогда уделяли школе больше внимания.

Сейчас я являюсь руководителем попечительского совета школы №42. Это одна из наиболее крупных школ Луганска, и очень нуждается в финансировании, которое практически не выделяется, и живет она, по сути дела, за счет родительских взносов.

– Какие изменения в организацию работы городского управления образования вы внесли, будучи мэром Луганска?
– Я построил эту структуру так, чтобы она не мешала школам, а помогала выполнять свои главные функции. Например, строительно-ремонтные и прочие хозяйственные работы взял на себя УКС, в котором есть специалисты, способные квалифицированно обследовать школу, составить акт о ее техническом состоянии. Причем эти специалисты имеют соответствующую лицензию. Проверить состояние тех же водопроводов, систем отопления и электроснабжения может только специалист. А в последнее время это все спихнули на директора школы, который сегодня «и лошадь, и бык, и баба, и мужик». Хотя функции директора и учителя – учить, а не ремонтировать, мыть и красить.

Сегодня наплодили массу служб, которые крутятся вокруг директора, ходят с проверками. Причем проверяют его в тех вопросах, за которые он не отвечает. Я думаю, что если бы в управлении образования работало 10 человек – этого было бы достаточно. Зачем-то опять возродили районо, а в школах ликвидировали бухгалтерии, и учат работать директора, завуча, то есть просто морочат им голову и отвлекают от работы. И все это – лишнее расходование бюджетных средств.

При мне бюджет города был 80 миллионов гривен, но нам удалось построить школу в Красном Яру, спортивный и актовый зал в СШ №27. Сегодня бюджет – почти миллиард. И в этом миллиарде не находится денег для детей – на такие вопросы, как питание, современная техника, ремонты.

Сегодня педагогические коллективы используются чиновниками как источник кадров для проведения выборов в интересах какого-то кандидата. Если директор школы за Партию регионов, то ему денег дадут, если за другую партию, то придется ходить с протянутой рукой. А учителей и ребят собирают на митинги вместо учебы. Я этого не допускал, это в корне неправильно.

– Какую оценку по 12-балльной системе вы поставили бы нынешней мэрии?
– Мне об этом говорить не корректно, но из того, что сейчас делается, я бы многое делал не так. Ну вот смотрите, мэр в январе написал мне письмо, чтобы я вышел с предложением (в Верховной Раде. – «МГ») внести изменения в госбюджет – для выделения большего объема средств на город. Это полный абсурд: бюджет уже был принят. Я ему ответил, что если бы у него было меньше заместителей, то он сразу сэкономил бы более 150 тысяч гривен в год. Если ликвидирует районные в городе советы – то еще миллионов 40 сэкономит. И если в горсовете в первую очередь займутся водой, теплом, медициной и образованием, а не ремонтом английских танков и реконструкцией скверов, то пользы для луганчан будет значительно больше.

Евгений Бурлаченко:

«Выдергивать деньги из бюджета на показушные вещи – это позор»
– Я учился в математической спецшколе, у меня была одна четверка. Любимыми предметами были астрономия, физика и русская литература. Четверка у меня была по украинскому языку. Просто по тем временам нельзя было выпускать много отличников. Первое сентября для меня всегда было праздником: запах свежеокрашенной школы, парт и так далее. Класс у нас был дружный, учителями я доволен. Правда, за эти годы многие как-то потерялись, кто-то уже покинул этот мир…

– Евгений Дмитриевич, когда вы были мэром, какие основные проблемы в сфере образования приходилось решать?
– Ну, понимаете, тут все зависит от государства – от того, как нас финансировали, финансировали школы. Тогда падала рождаемость, классы были неполные, приходилось их объединять. Ничего утешительного в тот период не было. А сейчас, я думаю, тем более. Старались мы что-то сделать, но это был тот минимум, стыдный минимум, о котором сейчас даже говорить не хочется. Нужно учитывать, что мы постоянно сталкиваемся с несовершенной законодательной базой. Мы – отпечаток того, что происходит в государстве.

– В нашей области – даже в самых, казалось бы, депрессивных городах – есть школы, в которых действуют бассейны. В Луганске почему-то нет ни одного…
– У нас была идея организовать бассейн в 42-й школе, но не хватило денег. Кроме того, бросить все средства на один бассейн – это была бы просто показуха. Ведь по большому счету бассейн должен быть в каждой школе. Вот тогда это, действительно, была бы работа мэрии.

– Не считаете ли показухой желание мэрии восстановить скверы, вкладывая, к примеру, в сквер Борцам революции 7 миллионов гривен? Не лучше ли вместо этого построить новую школу или детсад?
– Знаете, во время моей каденции, когда дело касалось вопросов благоустройства, мы старались делать все только за счет спонсоров. Потому что выдергивать деньги из бюджета на такие показушные вещи – это позор. Кроме того, тогда мы за 200 тысяч делали парк. Я понимаю, что сейчас другие цены, но все же миллионы – это ужасная цифра! Я считаю, что реально в этот сквер будет вложено в лучшем случае миллионов 5.

– Под силу ли Сергею Кравченко и его команде остаться на второй срок?
– Думаю, нет. Я исхожу из того, что слышу от людей. У меня большие сомнения насчет того, что что-то у него получится. Хотя, если у нас руководят выборами партии, то все может быть…

"Молодогвардеец"

Подписаться на луганские новости

Готовы ли украинцы отдать всю власть военным
В Луганске рассказали, как будут отжимать жилье уехавших
Экс-главарь Донбасса из тюрьмы просится на войну
Московский патриархат предлагают признать террористической организацией
Зеки зверствуют на Луганщине
Появились спутниковые снимки последствий авиаудара по Луганску
Трамп заставит Украину отдать Луганск - CNN
Илон Маск отказался отключить связь Starlink русским оккупантам в Донбассе
Выжившие луганские шахты подарят России
Что взорвалось в Луганске