.
Луганские новости
Луганские новости:
18.06.2009 08:56
На Луганщине маньяка приговорили к высшей мере наказания

proUAНа Луганщине маньяка приговорили к высшей мере наказания
То, что именно «прошлое» Луганщины частично кроет в себе тот пресловутый «донбасский» характер в его худ ших проявлениях, - не секрет. Каторжане, преступники фор мировали его на многие лета вперед, и сейчас мы, как го ворится, «маемо те, що маемо». Но не следует думать, что так было не всегда, что самое плохое пришло с распадом СССР. Великая страна породила немало монстров в чело вечьем обличье. Советский Союз также отличался серий ными убийцами: Василий Кулик, Оноприенко, Чикатило... Этот список весьма солиден. Мало кто знает, но и в Луган ске были свои маньяки.

Сам министр МВД СССР Н. Щело ков держал дело ворошиловградского маньяка на личном контроле.

Завес Апмазян - серийный убий ца из Ворошиловграда 70-х. Его имя вошло в историю криминалистики Луганска. На его счету было более 10 жертв.

Мужчина, молодой, до 30 лет, смуглый - так описывали его опера тивникам чудом выжившие жертвы. Нападал он в основном в темное вре мя суток, подкарауливая девушек на остановках общественного транспор та, угрожал ножом или душил свою жертву тесьмой, насиловал, а после - грабил.

В апреле 1970 года количество нападений увеличилось. Многие из них были совершены в Жовтневом районе города. Тогда троим женщинам удалось остаться в живых. А 14 ап реля в Камброде на улице Парковой был обнаружен труп студентки Свет ланы. Девушку зверски изнасилова ли и задушили, оставив недалеко от остановки. Ее личные вещи были по хищены, из ушей девушки убийца выр вал сережки.

Все остановки были взяты под тщательный контроль, милиция и дружинники дежурили круглосуточно, но убийца продолжал свою охоту, оставаясь недосягаемым и таин ственным для опера тивников.

Во время «охоты» за маньяком все, кто хоть немного вызывал подозрения, были взя ты под особый конт роль. Оперативники того времени не распо­лагали особо «продви нутой» техникой, как сейчас, и частенько в списки подозреваемых попадали те, которые не блюли «облико мора-ле» советского челове ка. Для этого было дос таточно иметь статус тунеядца и... занимать ся онанизмом. Также, поскольку в стране СССР секса не было, а советские люди раз множались, видимо, почкованием, если в беседе с оперативника ми женщины подозре ваемых откровеннича ли, что их партнер лю бит разнообразие в сексе (читай - по совет ским меркам, занима лись сексуальными из вращениями), после дние автоматически «отрабатывались» на причастность к пре ступлениям.

Но вместе с «извращенцами» на причастность к зловещим преступле ниям отрабатывались и те, кто был ранее судим за грабежи. Ведь убитых девушек преступник еще и обирал, изымая все ценное. «Сексуальные извращенцы» уводили следствие по ложным следам. Шел месяц за меся цем, но результата не было. Вернее, не было ожидаемого результата. Зато в городе и области произошла насто ящая «зачистка» всех неблагонадеж ных элементов. Были раскрыты не сколько убийств и изнасилований. Правда, история умалчивает, не по лучилось ли так, что за преступления одного человека были наказаны не виновные, как это было с тем же Чи катило и пр. убийцами советской эпо хи. Руководство страны выражало неудовольствие нерасторопностью ворошиловградских сыщиков, не смотря на их кропотливую работу. И вот наступило 7 ноября...

Рассказывает Анатолий Дробиленко, в 1970 году - старший оперу­полномоченный УГРО.

- Наша опергруппа «прочесывала» территорию по всему «треугольнику» от Натальевского переулка (Камброд), везде были выставлены посты. Также была информация, что там видели, как кто-то вел плачущую женщину. Была дана команда - из этого района никого не выпускать. Всех
задерживать для выяснения личности. Так у нас оказалось пять человек.

В райотделе начали выяснять, кто они. Среди них был и молодой ар мянин Завес Алмазян. Парень, оде тый «по гражданке», представился солдатом-срочником из воинской ча сти, Правда, ни документов, ни уволь нительной у него не было.

- Как только я услышал, что он - солдат, у меня сразу же возникли сомнения, - рассказывает Анатолий Дробиленко. — Ведь на тот момент у нас уже были веществен ные доказательства - кусок про стыни, на обрывке которой видне лись следы печати, и кусок поло тенца, также с оттиском штампа. Вот только идентифицировать но мер было весьма сложно, белье было сильно застиранным. Предпо ложения выдвигались разные - как воинская часть, так и общежитие или гостиница.

Алмазян вел себя совершенно спокойно. Сказал, что для проверки его личности вполне хватит и те лефонного звонка в комендатуру части.

Опытный сыщик уже тогда понял: уж слишком наигранно спокойно ве дет себя задержанный.

- Я его спросил: «Ты раньше ходил в самоволки?» - «Ходил». - «Попадался?» - «Конечно. Один раз пять суток наряда дали, второй раз - де­сять». Я удивился, говорю: «Так что же, теперь только дисбат?» Он опять же спокойно говорит: «Да знаю, что
накажут». Завес рассказал и о своем тайном убежище. За воинской частью находился свинарник. Его-то и облюбовал для хождения в самоволки армянин.

Мы оставили его писать объяс нение, а сами связались с коменда турой и поехали в часть, где служил солдат. Нашли и тот свинарник. Сол дат перед своими походами распола гался в комнате свинаря. Крошечная комната, стол, стул, кровать, печка. Шкаф был отодвинут от стены, а за ним - солдатская одежда. Но на сте не висела еще и простыня. Обычная казенная простыня. Только с оторван ным углом, как раз там, где должна стоять печать.

Была и еще важная деталь - крас ная кофта, которая находилась на од ной из жертв Алмазяна и которую он снял с девушки.

В день задержания на беглом сол дате как раз был красный пуловер. Но даже в голову не могло прийти то, что он мог надеть женскую вещь. На коф те должны были быть приметы - три черные пуговицы на воротнике.

- Я вернулся в отдел,- рассказывает Анатолий Дробиленко, - За вес находился в камере для задер жанных, спал. Я его потянул за лацкан пиджака - на красной кофте были
три черных пуговицы. Чуть позже, во время обыска в части, где он служил, обнаружили целый склад женских вещей, принадлежавших убитым жертвам.

Алмазян всегда нападал сзади, снача ла душил, потом наси ловал. Он был доволь но крепкий парень, кан дидат в мастера спорта по борьбе. Вый ти живыми из поедин ка с насильником-убий цей шансов практичес ки не было.

Он неплохо рисо вал, что помогло ему почти беспрепятствен но покидать воинскую часть. Его назначили что-то рисовать в клу бе офицеров, он пользовался этим и со вершенно спокойно хо дил по городу.

А вскоре выясни лось, что еще до ар мии, на своей родине в Армении, он совер шал аналогичные пре ступления - три напа дения на женщин.

- Когда мы разби рались, выяснили лич ные данные, узнали, что мать Алазяна ра ботала официанткой в одном из ресторанов. Придерживалась не слишком праведного образа жизни. Отца у Завеса не было, и он, еще будучи ребенком, впитал в себя атмосферу разгула, вседозволенности, которая его окру жала. К спиртному и сигаретам па рень был приучен еще с 12 лет, а го­дом позже познал и женщин.

Его дело было передано в военный трибунал Киева, который вынес решение о высшей мере наказания. 6 июня 1971 года приговор, именем Со ветского суда, о высшей мере нака зания Завесу Алмазяну был приве ден в исполнение.

Эта история стала сюжетом дли программы Леонида Каневского «Следствие вели...»

Кира Новикова, "21 век"

Комментарии
Александр | 09:33 18.06.2009 rtsd@ukr.net

Кира Новикова у вас фефекты ечи? заикаетесь неного? почему в середине слова пробелы? тупые админы? неграмотные редакторы?