Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
25.03.2009 06:01
Экономическая преступность приспосабливается к условиям кризиса
Луганская Правда
С момента создания Службы безопасности Украины обеспечение экономической безопасности государства является одним из ее приоритетов. В структуре Управления СБУ в Луганской области подразделение контрразведывательной защиты экономики создано в 1998 году. Сегодня это коллектив специалистов-единомышленников, способный эффективно решать задачи по противодействию широкомасштабным хищениям государственного и коллективного имущества, растрате и незаконному использованию бюджетных средств, осуществлению контрразведывательного сопровождения финансовой и кредитно-банковской систем, внешнеэкономической деятельности, возвращению валютных средств из-за рубежа, защите интересов государства в базовых отраслях экономики. Наш собеседник – начальник Главного отдела контрразведывательной защиты экономики УСБУ в Луганской области подполковник Александр Туршуков.
– Александр Григорьевич, на участке борьбы с экономическими преступлениями работают подразделения целого ряда правоохранительных органов. Но, судя по названию, только ваше выполняет задачи по ее контрразведывательной защите. Что это означает?
– Спецслужба призвана защищать национальную безопасность от внешних и внутренних угроз. Это значит, что в сфере защиты экономики государства наша работа имеет две взаимосвязанных составляющих – контрразведывательную и оперативно-розыскную. Если говорить о контрразведывательной, то в первую очередь нас интересует влияние иностранного капитала на состояние отраслей, важнейших для нашего государства, – топливно-энергетического сектора, химии, нефтехимии, агропромышленного комплекса. Тех, которые определяют общее состояние экономики, наполняемость бюджета, размер валового национального продукта. Иностранные инвестиции могут благотворно сказаться на их развитии, но при условии соблюдения обоюдных интересов. В частности, присутствие иностранного капитала, его удельный вес не должны вести к монополизации и вымыванию валютных средств.
– Есть конкретные результаты на этом направлении?
– Да, конечно. В минувшем году, например, мы предотвратили несколько попыток арендаторов коммунальных предприятий региона улучшить свое финансовое состояние за счет бюджетных средств, не выполняя при этом своих обязательств. Таким образом нам удалось сберечь более 50 миллионов гривен государственных финансовых ресурсов.
Бывает, что зарубежные партнеры проявляют недобросовестность, нарушают сроки расчетов по экспортно-импортным контрактам. Скажем, украинское предприятие поставило за рубеж продукцию, а партнеры по каким-то причинам задерживают оплату. Или отечественный импортер перечислил деньги по предоплате, а продукции нет. Чтобы избежать оттока валютных средств за рубеж, обеспечить их стабильное поступление в страну, к нарушителям согласно Закону Украины «О внешней экономической деятельности» применяется режим индивидуального лицензирования. В 2008 году таких случаев было восемь. При содействии УСБУ и коллег из ГНА в Украину возвращено более 127 миллионов гривен, которые в результате нарушения сроков расчета по внешнеэкономическим операциям незаконно находились за границей.
– Преступность, как известно, эволюционирует вместе с обществом. А как менялись акценты в вашей работе за последние лет 10 – 15?
– Наши задачи менялись вместе с оперативной обстановкой. Начало – середина 90-х годов были отмечены законодательной неразберихой и криминализацией всех сфер экономики. Преступность действовала грязно, используя в основном насильственные методы. Присвоение банковского капитала через противоправные схемы, получение продукции за взятку, без оплаты, физическое устранение тех, кто сопротивлялся. Первоначальный капитал нередко создавался путем прямолинейного «отъема». К концу 90-х, по мере формирования законодательной базы, преступность меняет тактику – начинает использовать лазейки в законодательстве, а насильственные «формы бизнеса» постепенно уходят на второй план. Именно в этот период в ответ на заинтересованность криминалитета угольной отраслью, приватизацией, вексельными аферами и т.д. у нас появляется целый ряд уголовных дел по этой тематике.
Сегодня многое изменилось. Экономическая преступность стала намного образованнее и хитрее. Злоумышленники изобретают всевозможные теневые схемы, чтобы получать кредиты «ни под что», незаконно возмещать НДС, минимизировать налогоотчисления, выводить валютные средства в оффшоры. Работать стало сложнее, ведь необходимо не только знание нормативной базы, механизмов действия банковской, страховой, кредитной систем, но и вникать в тонкости технологических процессов. Например, когда продукция с одной сырьевой составляющей подменяется другой – менее качественной и более дешевой, нужно суметь выявить этот факт, задокументировать, установить, был ли в этом умысел? Здесь нужны глубокие и разносторонние знания.
Работа нашего отдела набирала обороты вместе с изменением оперативной обстановки и законодательства. Нарабатывался опыт, мы все в большей степени влияли на ситуацию: и путем пресечения конкретных преступлений, и путем информирования центрального аппарата, формирования предложений по совершенствованию нормативной и законодательной базы. Сегодня уровень нашей работы должен быть адекватным методам криминалитета. Только за 2008 – 2009 гг. по линии контрразведывательной защиты экономики Управлением возвращено в государственный бюджет свыше 53,6 млн. грн. В госсектор возвращено финансово-материальных ценностей на сумму более 27 млн. грн.
– В экономике региона есть сегодня «болевые точки», которые требуют особого внимания органов госбезопасности?
– В первую очередь угольная промышленность. Отрасль дотационная, на нее выделяются дополнительные средства из бюджета государства. Условно говоря, на гривню добываемого угля приходится 2 гривни бюджетных затрат, но деваться некуда: энергетика работает на угле. Где большие деньги – там обязательно увиваются нечистые на руку бизнесмены. Их привлекают бюджетные средства, поступающие на приобретение нового оборудования, закупку средств безопасности для шахтеров, на зарплату. Поэтому по угольной промышленности у нас всегда было много уголовных дел. В прошлом году – по хищению угольной продукции с горно-обогатительной фабрики на 5 миллионов гривен. Другое дело на 2 миллиона – по хищению средств, которые выделялись на закрытие шахт. С начала этого года управлением возбуждено два уголовных дела по фактам хищения угольной продукции организованными преступными группами.
Еще одна проблемная сфера – кредитно-финансовая система. Уже в нынешнем году нами ликвидирован конвертационный центр, через счета которого в теневой сектор было переведено порядка полумиллиарда гривен. Решение экологических проблем тоже финансируется из бюджета. В прошлом году мы возбудили уголовное дело по нецелевому использованию бюджетных средств. Деньги выделялись на строительство очистных сооружений, а на самом деле были использованы для других нужд. Аналогичный факт выявлен и в этом году: деньги поступили, но работы не выполнены. Мы не дали их растратить или использовать не по назначению, а вернули в бюджет. Еще одна проблема, ставшая актуальной в последние годы, – земельные отношения. Управлением и по его материалам возбужден ряд уголовных дел. В отношении бывшего руководителя профильного подразделения одной из районных госадминистраций в 2008 году вынесен обвинительный судебный приговор.
– Ситуация на бюджетообразующих предприятиях тоже находится в поле зрения подразделения?
– Конечно. Сегодня объектом криминальных посягательств становятся крупные предприятия разных отраслей и разных форм собственности. Мы активно противостоим этим процессам потому, что речь идет о градообразующих предприятиях, от стабильной работы которых зависят значительные поступления в бюджеты разных уровней. За последние два года ликвидировано три преступные группы, расхищавшие продукцию Алчевского меткомбината: одна занималась вывозом проката, другая поставляла отходы под видом сырья, третья воровала металл при транспортировке по железной дороге. Подсчитав потери при перевозке, комбинат выставил претензии железнодорожникам на десятки миллионов гривен, а оказалось, что груз не терялся по дороге, а разворовывался преступной группировкой, которая орудовала на одном из переездов. В конце прошлого года ее участники и организаторы приговорены судом к различным срокам лишения свободы. Ликвидирована преступная группа, которая фальсифицировала продукцию северодонецкого предприятия, нанеся ему только за полгода ущерб на 10 миллионов гривен. Ее члены тоже осуждены. Продолжается следствие по деятельности ОПГ, которая расхищала нефтепродукты. Группа работала под прикрытием правоохранителей, воровала горючее прямо из трубопровода и реализовывала под видом печного топлива.
– Руководители предприятий обращаются за помощью?
– Конечно обращаются, когда видят, что ситуация безвыходная, что предприятие несет большие потери, но не технологического, а криминального характера. Если это результат деятельности серьезной ОПГ, глубоко законспирированной, использующей изощренные механизмы хищений, то самостоятельно защититься они не смогут. Этим должны заниматься профессионалы. Именно так и происходило в целом ряде случаев, о которых я уже упоминал.
– Финансовый кризис наложил какой-то отпечаток на вашу деятельность?
– Можно сказать, что в некотором роде мы возвращаемся к началу 90-х годов. Денег-то меньше в обороте стало. Прибыльные производства, привлекавшие криминалитет возможностью что-то украсть, останавливаются. То есть проблемы есть и у преступников, но нельзя сказать, что все остановилось. Сейчас на повестку дня вышла проблема минимизации налогов – коммерсанты ищут, как бы поменьше заплатить в бюджет. Думаю, что в ближайшее время появятся новые криминальные ноу-хау, адаптированные к условиям кризиса. Мы к этому готовы, нам есть что эффективно противопоставить экономической преступности.