23.01.2009 08:31
Требуются разгребатели грязи
"Реальная газета"
Чем дольше кризисные явления охватывают отечественную экономику, тем яснее становится, что общество не готово к их обсуждению. Слабое и недоразвитое украинское общественное мнение просто не знает, как относиться к этому свалившемуся будто с Марса кризису. В итоге – налицо явные признаки стагнации – останавливаются предприятия, растет безработица, падает покупательная способность – но это обсуждается в основном на уровне чернопиаровского оплевывания конкретных персоналий из правительства или «полезных советов», как вести себя во время кризиса. Начисто отсутствует такой важный элемент публичного дискурса как СОЦИАЛЬНАЯ КРИТИКА.
Задача социальной критики – указывать на концептуальные недостатки существующего строя, экономического уклада, господствующей этики власти и трудовых отношений, с целью их исправления и улучшения общества. Занятие социальной критикой – это высшее проявление того, что называют «гражданской позицией». Формы подобной деятельности могут быть разными – от подготовки учеными аналитических записок правительству до написания литераторами остросоциальных произведений.
В Америке в свое время даже сформировалась целая школа писателей, указывавших на язвы американского общества. Эти авторы (популярные и у нас Теодор Драйзер, Синклер Льюис и другие) гордо называли себя «разгребателями грязи». В СССР их произведения охотно переводили, используя как аргумент в идеологической борьбе, не догадываясь, что у себя на родине эти авторы были не «вредителями», а социальными врачами (хотя американскому правительству их деятельность, конечно, не нравилась – где же любят критику?).
В Украине ситуация с социальной критикой примерно такая же, как и со «средним классом», к которому себя причисляют и пролетарий, взявший в кредит кофемолку, и малобюджетный интеллигент с большим гуманитарным багажом. С каких позиций критиковать существующий социально-экономический строй, непонятно. Неким уродливым подобием социальной критики занимаются коммунисты и прочие левые, но они, как правило, делают это с позиций замены нынешнего порядка вещей «государством рабочих и крестьян», что либо заведомо неосуществимо, либо чревато реализацией очередной государственно-монополистической дряни.
С другой стороны, либеральная публика, задающая тон в редакциях ведущих СМИ, магически заворожена капитализмом, любая критика его украинских реалий воспринимается ею в штыки, так будто бы на дворе год 1917-й и революционные матросы окружили Мариинский палац. При этом совершенно игнорируется тот факт, что в Украине, под видом «либерализма», строится сырьевая афро-азиатская потогонка, с низкой оплатой и ужасными условиями труда. Которая, к тому же, как показала практика, при первых флюидах керосина начинает сыпаться, как карточный домик.
Когда-то автор этих строк, для себя лично, попытался четко определить, чем отличаются ментально социализм и капитализм. Так вот – по моему скромному убеждению – нормально жить при социализме невозможно, но можно ВЕРИТЬ В СОЦИАЛИЗМ И ЛЮБИТЬ ЕГО (что и компенсирует бытовую некомфортность), а вот при капитализме можно жить очень даже замечательно, но вот ЛЮБИТЬ капитализм не обязательно. Все-таки это мерзость – эксплуатация человека человеком, довление материального над духовным, погоня за наживой. А вот суть социальной критики, как раз, в том, чтобы пинать капитализм и его адептов, чтобы они не зажрались, не забывали о неуспешных, сирых и убогих.
У нас же, в постсоветском пространстве (в России ситуация не лучше), происходит чудовищная подмена – всеобщая ЛЮБОВЬ К КАПИТАЛИЗМУ, приведшая к невиданному расцвету неоницшеанства, презрения к «маленькому человеку», с христианских позиций – практически сатанизма.
Какая уж тут «социальная критика», когда в нашем обществе как бы нет «бедных и больных», а тот, кто ими интересуется, вместо того, чтобы восхищаться «богатыми и знаменитыми», сам грозит прослыть «неэффективным лузером». Экономисты и политологи поют осанну «либерализму» и олигархии, социологи подсчитывают фиктивные рейтинги политических марионеток, журналисты пишут светскую хронику, литераторы и кинематографисты лепят привлекательные образы хозяев жизни. (Ни одного социального фильма или книги за последние годы в Украине не было создано, не считая грантовых короткометражек).
Впрочем, начинать никогда не поздно. Грязи накопилось до краев, пора разгребать.
Константин СКОРКИН
|
надо работать начинать,,,и все будет,,,,а пи ,,, болить уже хорош
Если хотите знать, как мы живём хреново - поезжайте в Западную Европу, если хотите знать, как мы живём хорошо - поезжайте в Кению. "Сырьевая афро-азиатская потогонка" - а видел ли автор, что это такое? Скорее, страху нагнать, да "привлекательный образ" нагнать...
Заголовок
Заголовок
111... читать дальше >>>
Луганские новости:
Новости Украины и мира:
[Главная] [Луганск] [Украина] [Шоу-бизнес] [Общество] [Интернет] [Фотогалереи [Поиск]