.
Луганские новости
Луганские новости:
10.04.2008 14:43
Шухевич: Формы советского геноцида были разные

ИноСМИ

Сыну прославленного командира Украинской повстанческой армии Романа Шухевича Юрию на днях исполнилось 75 лет. Многолетний узник советских концлагерей (он потерял там здоровье), пан Юрий Шухевич высказывает свое мнение о многих проблемах нашей жизни весьма остро. Возможно, не все воспримут наши читатели. Но этот человек имеет на это право, потому что пан Юрий, Герой Украины, не просто говорил о любви к Отчизне, а действительно посвятил ей жизнь.

- Находясь в советских концлагерях, вы жили идеями и идеалами Шевченко, которые можно обозначить так: Бог и Украина. Были ли среди узников совести разговоры о том, что Украину продают свои сыновья?

- Украину продавали несколько иначе, чем сейчас, но продавали янычары, руками которых делали Голодомор. Режиссерами были чужестранцы, создавшие программу уничтожения, а исполнителями - наши прихвостни. Это они гнали в неволю, в плен своих братьев и сестер. Это они помогали притеснять, эксплуатировать.

- В фундаментальной монографии шести французских профессоров 'Черная книга коммунизма' один из авторов Стефан Куртуа пишет, что с приходом большевиков к власти геноцид стал государственной политикой всего СССР, жертвой которой были все народы советской империи. Это интересное мнение, которое мы почему-то не используем для признания миром, в частности Россией, геноцида украинцев.

- Геноцид был политикой большевиков с самого начала. Возьмите Ленина, голод 1921 года, следствие продразверстки, которая была обычным ограблением. У людей отнимали хлеб. Не только в Поволжье, но и на Украине, где погибло полтора миллиона. Потом было раскулачивание, Большой Голодомор 1932-1933 годов. После войны, в 1946-1947 годах миллион украинцев погибает от голода. Формы геноцида были разные, не только Голодомор, но и ссылки, массовые расстрелы лучших представителей народа. Сюда нужно причислить и ментоцид - уничтожение мысли... Конечно, все это касалось не только украинцев, французский ученый прав.

Нам необходимо подчеркнуть то, что мы не обвиняем россиян в геноциде. Москва была воплощением большевистского, сатанинского зла, повлекшего за собой страдание и русского народа. Этот народ стал и орудием преступной политики, и в то же время ее жертвой. Сталин и Каганович вели войну с крестьянством всего СССР - украинским, русским, грузинским, армянским, литовским... В том же 1933 году казахи потеряли 40 процентов своего населения.

- Ваша жизнь, в том числе в концлагерях в течение почти сорока лет, является убедительной иллюстрацией того, что со злом нужно бороться, ведь, как говорил Иван Франко, 'Хто зi злом не бореться, той людей не любить'. Ныне зло многолико. Оно может проявляться в лобовой атаке против украинства, а может быть завуалировано. В этом контексте вспоминаются слова Шевченко:

'Кати знущаються над нами,

А правда наша п'яна спить'.

- Современная элита - ненастоящая, псевдоэлита, а настоящая, духовная - унижена, затоптана, лишена голоса, осмеяна. А почему молчит народ? Голодоморы бесследно не проходят. Народ запуган, частично разрушен его генетический код. Но был Майдан, люди перестают бояться. И будет еще не один майдан, если упомянутое хамство торгашей будет продолжаться. Например, я подам на Дмитрия Табачника в суд за его клевету на моего отца. Всю свою жизнь Роман Шухевич посвятил идее освобождения Украины от любых оккупантов. В трудные военные времена этому были подчинены все его помыслы и действия. Позже, возглавляя УГВР, Роман Шухевич осознавал, что борьба за свободу народа и человека бессмертна. Задолго до того, как ООН после Второй мировой войны приняла Декларацию о правах человека, украинские националисты провозгласили лозунг: 'Свободу народам, свободу человеку' и всеми возможными средствами осуществляли эту свою программу.

- Даже люди, не поддерживающие националистическую идею, сравнивают вашего отца со Спартаком. В силу обстоятельств они вынуждены фиксировать историческую правду...

- Безусловно. Даже наши идейные противники, в частности Че Гевара, Хо Ши Мин признавали значение сыгранной УПА роли, не говоря уже о близком нам по духу де Голле или афганских моджахедах, воевавших на своей земле за свою правду.

- Основатель современной Италии Джузеппе Маццини говорил, что есть эпохи, нуждающиеся в мече героя, и есть эпохи, нуждающиеся в пере мыслителя. Какие средства сегодня оптимальны?

- Я считаю, что сегодня в первую очередь нам нужно перо мыслителя, свежие новые идеи. Национализм, как река, которая должна обновляться, учитывать время, потребности людей. Для этого нам нужны мыслители. И они есть среди молодого поколения, образованного, заботливого. Беда лишь в том, что бывшая партийная номенклатура и космополитически настроенные политики из так называемого демократического лагеря не допускают талантливых парней и девушек к государственно-созидательным процессам на высшем уровне.

- В борьбе нам необходимо единство Украины. В этом контексте чрезвычайно важны такие слова Шевченко: 'Обнiмiте ж, брати моi, Найменшого брата, - Нехай мати усмiхнеться, Заплакана мати'. Это очень философское понятие - 'обнiмiте', которое можно взять в качестве лозунга национальной идеи.

- Пропасть между Востоком и Западом Украины выкопали наши политиканы и пользуются, спекулируют ею по римскому принципу divide et impera - разделяй и властвуй. Я не могу понять, как украинские патриоты идут на передачу к Шустеру, который буквально издевается над всем святым, являющимся исконно украинским. Я также не могу понять то, сколь наши вельможи услужливы перед одиозными фигурами на Западе или на Востоке.

- Могут ли и когда украинцы на своей земле найти взаимопонимание?

- Не только могут, должны... Мы единый народ - что во Львове, что в Луганске.

- Вы представляете такую ситуацию, в которой Юрий Шухевич, Виктор Янукович, Виктор Ющенко и другие собрались вместе как украинцы и начали обсуждать исконно украинские проблемы? Не для рекламы, не для принятия различных манифестов, а просто согласовать все вещи, от которых зависит судьба украинского народа?

- У нас разный опыт и позиции, но это не создает преград для такого разговора. Даже больше, я уверен, что можно было бы прийти к взаимопониманию. В конечном счете Ющенки, Януковичи, Шухевичи приходят и уходят, а народ остается. Если не договоримся мы, то придут другие, которые это сделают. К этому идет.

- Я вижу это по молодежи, с которой работаю почти сорок лет. Нет принципиальной разницы между студентами Донецка и Львова. Они - дети одной земли. У них одинаковые ценности, мечты, желание получить знания, утвердиться. Нам нужно действовать, содействовать пониманию. Виновата ли здесь в чем-либо галицкая интеллигенция, элита?

- Она виновата в том, что эта пропасть между Востоком и Западом была искусственно создана и существует до сих пор. Она пренебрежительно называет наших братьев схидняками... Т.е. уже сами термины не были правильными. Нельзя упрекать их за то, что они 'хохлы' - это не их вина, а беда. Вытеснили все национально сознательное. Так к кому же мы апеллируем?

- Шевченко писал:

'Страшно впасти у кайдани,

Умирать в неволi,

А ще гiрше - спати, спати,

I спати на волi.'

Как бы вы определили, скажем, три вектора пробуждения украинцев на воле?

- Многие украинцы умирали в неволе, но они погибали не так покорно, а в борьбе. А теперь народ одурманивают, подсовывают ядовитое снадобье и усыпляют. У него вроде есть свобода, нет того террора, угнетения, никто рот не затыкает, НКВД, гестапо не преследуют, а он молчит. Во-первых, выход - в обращении к молодежи, нужно предлагать ей альтернативные ориентиры культивируемым современным телевидением. Молодежь должна осознать, что, не отбрасывая материальное, не хлебом единым жив человек. Без духовности личность может превратиться в животное. Второе: обеспечить качество власти. Современные выборы - это анекдот, в котором главные герои - демагоги. Они спекулируют доверием украинцев. Но пусть не забывают слова одного немецкого священника: 'Многие обещали рай на земле, но никто его не создал, а ад создали'. Третье, нацию необходимо вооружить инструментарием добра; хорошее государство могут создать лишь добрые и заботливые люди. Должен быть позитивный идеал.

Йосип Лось