Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
12.03.2008 09:12
Львов антироссийский - 2
zaxid.net
В силу контпродуктивного «антирусского» мышления львовяне не видят того, что из себя в действительности представляет современная Россия и россияне.
Тема статьи и предмет анализа - достаточно сложные и провокативные, поэтому в начале нужно сделать ряд оговорок.
Во-первых, анализируя «антироссийский» феномен Львова, считаю нужным немного расширить понятийный аппарат. Более правильно будет разграничить три понятия: «антисоветский» Львов, «антироссийский» Львов и «антирусский» Львов.
Во-вторых, учитывая, что Львов остается многонациональным городом, то, обобщенно говоря о «Львове и львовянах», я имею в виду современную галицкую украинскую общину Львова и политическую элиту города, которая ее представляет.
В-третьих, надо оставить за рамками анализа радикально националистическую позицию («комуняку на гіляку», «чемодан - вокзал - Россия»), которая достаточно широко (конечно, по сравнению с другими городами) представлена во Львове, потому что анализировать ее невозможно в принципе, как и любую радикальную позицию.
Общее прошлое и «антисоветский» Львов
Я разделяю по типу мышления всех бывших граждан СССР на три больших группы: «советских» (которые хотели бы вернуться в СССР), «антисоветских» (которые ненавидят все, что связано с советской властью), и «постсоветских» (те, кто воспринимают наше общее прошлое как данность). «Постсоветская» позиция самая аморфная и подвергается постоянному воздействию со стороны «советской» и «антисоветской» позиций. А вот нового поколения носителей «несоветского» мышления еще не выросло.
Итак, среди львовян носителей «антисоветского» мышления на порядок больше, чем в других городах Украины. А среди львовской политической элиты носителей «антисоветского» мышления подавляющее большинство, потому что даже глубоко «постсоветские» люди вроде бизнесменов и профессиональных чиновников вынуждены хотя бы имитировать «антисоветскую» позицию.
Итак, львовяне убеждены, что это в первую очередь они добились для Украины государственного суверенитета в тяжелой борьбе с оккупационным советским режимом. Соответственно разрушение СССР это не просто благо, это одна из важнейших побед. Поэтому «антисоветский» пласт во львовском общественном сознании является основным, базисным. Для типичного носителя «антисоветского» мышления 24 августа является «днем освобождения». Тем же самым, чем и для «советского» (хоть русского, хоть украинца, хоть казаха) человека является 9 мая.
Отношение к советскому прошлому и украинскому суверенитету и есть отправной точкой конфликта. Дело в том, что большинство этнических русских, граждан России и жителей т.н. «русифицированных» Юго-Восточных регионов Украины воспринимают разрушение СССР, в первую очередь, как трагедию (разнятся лишь оценки масштаба трагедии: социальная, личная, мировоззренческая, историческая). Все рассказы львовян о репрессиях, угнетении, уничтожении языка и культуры кажутся несоразмерными масштабам трагедии.
В случае, например, с этническими русскими часто добавляется драматический сюжет «чужого среди своих, своего среди чужих»: когда здесь ты вечный «кацап», а в России - вечный «хохол». Поэтому, с моей точки зрения, ключевая мировоззренческая установка «антироссийского Львова» - это «антисоветский» пласт. Но с другой стороны, мне кажется, что львовяне зря не уделяют внимания изучению советского исторического опыта, потому что без этого они никогда не поймут мировоззрения этнических украинцев Юго-Востока, которые в большинстве своем являются «советскими», и поэтому им зачастую мировозренчески близки «советские» русские и россияне, нежели «антисоветские» львовяне.
Рецидивы Холодной Войны и «антироссийский» Львов
Львовяне живут в мире угроз. Это мыслительная установка осталась у нас после Холодной Войны. Она заключается в том, что человек живет в ситуации перманентной войны, где есть «мы, враги и линия фронта» и где действует правило «кто не с нами, тот против нас». Все мы в какой-то мере заражены этим мыслительным вирусом. Но львовяне, будучи людьми «антисоветскими», особенно «тяжело контужены на фронтах» Холодной Войны. Они погрузились в реальность мира угроз очень глубоко. Причем основная угроза исходит со стороны России. Описать такое мышление можно, схематизировав его в языке Толкиена: «Есть Мордор (Россия) и черный властелин (собирательный образ бездушного империалиста, держащего руку на газовом вентиле), который хочет отобрать нашу свободу и уничтожить нас, а из наших детей сделать рабов, лишив языка, культуры и т.д. Поэтому мы должны бороться с каждой попыткой Мордора посягнуть на наш суверенитет. Нам нужно отгородиться от влияния Мордора, и примкнуть к силам добра (просвещенной Европе, США, Канаде и т.д.). Но у нас есть историческая миссия: вытащить из лап Мордора наших восточноукраинских братьев, чьи умы помутнели от мордорской пропаганды. И т.д. и т.п.» Это, конечно, аллегории, но нечто подобное происходит в головах большого количества львовян. Именно поэтому львовян очень волновали события с косой Тузла (в то время, как для самих крымчан это было просто досадное недоразумение), и поэтому они испытывают симпатии к Грузии и странам Балтии, как к таким же угнетённым народам, схватившимся в неравном бою с «Мордором».
Именно с рецидивов Холодной Войны и начинается второй пласт - «антироссийский». Он основан на чувстве постоянной угрозы со стороны России. Иногда к этому примешивается боязнь угрозы со стороны «пятой колонны» России в лице «коммунистов», «донецких олигархов» и т.д.
На самом деле нет ничего страшного в том, чтобы жить в мире угроз. Многие страны так живут. Так современная Россия тоже боится «угрозы» со стороны США. Но только в российском случае это выливается в построение госкорпораций, повышения расходов на оборону, экспансии на мировые рынки и т.д. и т.п.
Какое конкурентное преимущество дает львовянам боязнь угрозы со стороны России, я, если честно, не понимаю.
Мессианство и «антирусский» Львов
Львовяне считают себя «более правильными» украинцами, нежели остальные. Кто-то апеллирует к «европейскости», кто-то всё к тому же «стремлению к независимости». Поэтому львовяне считают своим долгом перевоспитать восточных украинцев, приобщить их к европейской культуре и привести за руку в просвещенную Европу. Надо отметить, огромная часть русских и россиян одержимы аналогичной мессианской идеей по отношению к тем же восточным украинцам. Только с той разницей, что они считают их «немного неправильными русскими» и считают своим долгом вернуть их в лоно православной (СССР, общерусской цивилизации). С моей точки зрения, и та, и другая позиция свидетельствуют лишь о внутренних комплексах и ничего кроме вреда для Восточной Украины не несут.
Вот здесь, на почве мессианского освоения Восточной Украины, и начинается «антирусский» пласт львовского мышления. То есть противостояние уже идет на социокультурном уровне: церкви, языка, литературы, фольклора, кинематографа. Появляется образ «интеллигентного европейского» галичанина и «дикого азиата» русского. Появляются смешные и нелепые рассказы о женах русско-советских офицеров, приехавших во Львов, которые ходили в Оперный театр в ночных рубашках, найденных в сундуках в оккупированных квартирах. И т.д. и т.п. Русские, в свою очередь, рассказывают о «рагулях», акцентируя внимание на том, что львовяне по своей сути - забитая деревня.
С моей точки зрения, говорить о конкуренции львовской версии украинской и русской культур просто несерьезно в силу их несоразмерности. С другой стороны, не вижу никакой трагедии в том, что следующее поколение львовян не будет знать русского языка в силу «антирусской» установки их отцов. Это значит лишь то, что львовянам придётся проникать в мировую культуру и науку через какой-то другой мировой язык. Если не хотят через русский, то будут через английский либо немецкий. В современном конкурентном мире это не имеет особого значения.
Значение имеет то, что в силу контпродуктивного «антисоветского», «антироссийского» и «антирусского» мышления львовяне не видят того, что из себя в действительности представляет современная Россия и современные россияне. А если бы прорвались через барьеры мировоззрения, то увидели бы много интересного в той же России. И очень бы удивились.
Довідка ZAXID.NET
Семен Уралов - росіянин, громадянин України, живе у Львові, шеф-редактор журналу «Der Spiegel - Профіль».