.
Луганские новости
Луганские новости:
06.08.2008 10:38
Есенков: Государство несостоятельно в управлении шахтами

proUAЕсенков: Государство несостоятельно в управлении шахтами
Из 7 угледобывающих госпредприятий Луганской области финансово сбалансированы только 3 предприятия: ГП «Ровенькиантрацит», ГП «Свердловантрацит» и ГП «Антрацит». Остальные госпредприятия Луганщины работают с убытками, сказал на днях в интервью областным газетам министр угольной промышленности Виктор Полтавец, отметив, что в принятой Кабмином 14 мая с.г. Концепции реформирования угольной промышленности есть все условия для кардинального изменения ситуации к лучшему. «Условия» - это приватизация. «Через открытые, публичные приватизационные аукционы мы найдем надежных и эффективных инвесторов для каждой из луганских шахт», - подчеркнул министр. Но мы помним, что бывший руководитель ГП «Ровенькиантрацит» Александра Есенков был уволен Минуглепромом в том числе и за то, что последовательно выступал за приватизацию шахт. Что изменилось? Очередную точку зрения министра мы знаем. Что думает по этому поводу экс-гендиректор?

- Александр Витальевич, буквально на днях в интервью прессе лидер Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец, заочно дискутируя с Донецкой топливно-энергетической компанией, сказал, цитирую: «…На госпредприятии «Ровенькиантрацит» при экс-министре Сергее Тулубе в прошлом году, только на ценах накрутили 61 млн. гривен… Таким образом, грабились государственные деньги…». Так ли это?

- При мне, когда я работал там с 15 августа по конец февраля а (с ДТЭКом мы проработали 4 месяца) этого не было - могу твердо заявить. Они могут что угодно перекрутить, Волынец – он народный депутат от БЮТ и он заангажирован. Это ж понятно. Он не производственник, а профсоюзник: смотрит на все с другой стороны, не зная ситуации изнутри.

Вот сегодня сделали почасовую оплату. (Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко 11 июня заявила, что с 1 июля на почасовую оплату труда будут переведены шахтеры, работающие в условиях повышенного риска - автор) Это ж то же, что и повременная - умный мужик спустится в шахту и постоит, опершись на лопату; увидит, что идет надзор – возьмет ту лопату и начнет кидать. Это же дальнейшее ограбление угольной промышленности! Так что здесь что угодно может показаться товарищу Волынцу.

- Г-н Полтавец сегодня видит в приватизации «все условия для изменения к лучшему». А г-н Волынец обвинил ДТЭК в намерении приватизировать «Ровенькиантрацит» и «Добропольеуголь». Правда. При этом он сказал: «Россия закрыла шахты в своей части Донбасса, в Ростовской области. Шахты украинской части Донбасса находятся в не лучшем состоянии… Поэтому если россияне купят за бесценок наши шахты, а завтра закроют, то мы будем полностью зависеть от российского газа и нефти». Позвольте, откуда вдруг взялись «россияне»? Не проговорился ли «товарищ Волынец», ведь это в российской прессе прошла информация со ссылкой на источники в украинском правительстве, членом которого является Виктор Полтавец, что «Сибирский антрацит» ведет с ним переговоры о покупке «Ровенькиантрацита» и «Свердловскантрацита»?

- Я тоже об этом слышал. Если помните, когда-то первый гендиректор «Ровенькиантрацита» Астров посодействовал в Верховной Раде, чтобы «Ровеньки» и «Свердлов» попали в список предприятий, не подлежащих приватизации как стратегические объекты. (Геннадий Астров-Шумилов, член-корреспондент Академии горных наук Украины, бессменно руководил предприятием с момента создания «Ровенькиантрацит» и на протяжении 22-х лет – автор). Но сегодня идет грабеж, грабеж «Ровеньков» самый настоящий! Поэтому сейчас объединение нужно приватизировать.

Почему выступаю за ДТЭК? У меня аргумент такой: у ДТЭКа есть свои тепловые электростанции, т.е. наш уголь будет превращаться в электроэнергию, конечный продукт. ДТЭК – не перекупщик и не посредник, который будет выжимать все «соки» с наших шахт. На примере «Павлоградугля» я могу сказать, что они вкладывают большие деньги в развитие шахт. И то же самое будет в Ровеньках. Если государство показало свою полную несостоятельность в управлении нашими угольными объединениями, то здесь намечается прорыв.

- Чем «Сибирский антрацит» хуже?

- Я вообще против зарубежных – хоть английских, хоть американских. Я за то, чтобы были наши - чужие есть чужие. Они не будут заниматься социальными вопросами наших городов, а местных мы заставим! ДТЭК никуда не денется, будет заниматься «социалкой», а до иностранцев мы просто не достучимся.

- Чем вы объясняете, что в последнее время объединение «Ровенькиантрацит» снизило производственные показатели (оставаясь, впрочем, по заявлению министра «финансово сбалансированным»)?

- Да нас загрузили планом! Это еще порочная практика социализма – планирование от достигнутого. Добыл ты 2 млн. т, тебе на следующий год план два миллиона дают. Если помните, когда Сталин назначал Александра Засядько министром углепрома, то Александр Федорович поставил условие: Госплан не имеет права спускать шахтам план «от достигнутого». И Сталин пошел ему навстречу.

- Ну, в нашем демократическом государстве сталиных нет!

- У нас давно уже нет государственных мужей, которые должны управлять угольной промышленностью! У нас в Ровеньках последним настоящим генеральным был Астров.

- А вы?

- Я директором шахты отработал с 82-го по 2007-й – т.е. 25 лет. И.о. гендиректора побыл всего 6 месяцев. Сняли меня потому, что я отказался идти на сговор с некоторыми «руководителями» из Верховной Рады да министерства. Был неугодным. Что бы там не говорили, я принципиальным был и с ДТЭКом. Думаете, я всегда стопроцентно с ними соглашался? Нет, мы спорили, ругались, я им доказывал свою правоту, и они шли навстречу.

- Причина споров?

- Я всем говорил так – и руководству ДТЭК, и Королевской (депутат БЮТ из Луганщины Наталья Королевская, формальный куратор во фракции угольной отрасли – автор): «Я поставлен государством в лице министерства управлять ГП «Ровенькиантрацит» и должен защищать интересы этого госпредприятия. До тех пор, пока ваши и наши интересы совпадают – будем работать вместе. Как только интересы пойдут вразрез – я выберу интересы «Ровенькиантарцита».

Я 25 лет проработал директором шахты и за последние 6 месяцев гендиректорствования не мог скурвиться! Я, заслуженный шахтер Украины, - не Волынец, я знаю проблемы угольной промышленности изнутри.

- В этой кадровой чистке на Луганщине вы видите руку Натальи Королевской?

- В свое время я по ее «вказивке» принял на работу директора по экономике, заместителя генерального по охране и начальника материально-технического снабжения – считал, что это такие должности, которыми я смогу управлять... Но после того, как началась реализация угля через ее фирмы и по другим ценам – я отказался этим делом заниматься. И стал неугодным. Вот и все.

- А эти люди там еще работают?

- Один остался. Двое не выдержали просто - директор по экономике Мамонтов рассчитался и зам. по охране тоже. Так что Королевская «проталкивала» своих людей и они, мне кажется, там своими делами занимаются - есть такое. Там, если «поковырять» – очень много найти можно...