.
Луганские новости
Луганские новости:
04.04.2008 10:40
В беспределе главное – крыша

"Молодогвардеец"

О грандиозном скандале в Новоайдаре мало кто знает. Даже на просторах Интернета среди полусотни новостей с его упоминанием не найти истории о снятии поселкового головы. Владимир Раков, конечно, не Черновецкий, и восьмитысячный Новоайдар – не Киев. Но молчание вокруг явного нарушения законов наводит на мысль: а сколько таких незаметных «новоайдарских путчей» происходит по стране? Да что по стране – вы уверены, что их больше нет в нашей области?

Шторм в информационной пустыне
Вячеслава Ракова лишили полномочий поселкового головы в середине июня прошлого года. Это произошло на сессии совета, что было незаконно – суд уже высказался об этом. Однако новоайдарский голова до сих пор не может вернуться к своим обязанностям.

Как жил пгт Новоайдар все это время? Какие перемены там произошли?
Новостей немного. Поисковая система «Яндекс» обнаружила в Интернете ровно 46 новостей по запросу «Новоайдар». Из них половина об авариях на трассе Старобельск – Новоайдар – Луганск, штук пять новостей про северодонецких девушек, которых везли в московское секс-рабство через пгт Новоайдар. Впрочем, есть пара-тройка примечательных заметок, но оценить их получится только в контексте.

Практически сразу после операции по смещению поселкового головы промелькнула информация, что Новоайдарский район страдает от подтоплений. Где-то через полгода, в декабре 2007-го Александр Бабенко, главврач Новоайдарской районной больницы и председатель районной ячейки Партии регионов, стал депутатом облсовета. В благодарность за снятие поселкового головы?

Между этими двумя новостями произошло еще два события. Новоайдару выделили 2,18 миллиона гривен на борьбу с подтоплением: 1180 тысяч из областного бюджета и миллион ожидался от государства. Об успехах этой борьбы, как и о самом выделении средств, ни областная администрация, ни областной совет вслух не сообщали, хотя средства от одного только облбюджета почти равнялись всему годовому бюджету Новоайдара!

– Эпопея с моим снятием началась после того, как я попытался упорядочить бюджет поселка, – рассказывает Вячеслав Раков. – Я хотел, чтобы в самом поселке оставалось больше денег. Мы – доноры по отношению к остальным поссоветам района. При этом бюджет Новоайдара не превышал полутора миллионов гривен.

Но жизнь в пгт не была такой уж тихой все это время. Накануне внеочередных выборов в Верховную Раду там закрыли единственную районную радиостанцию. По мнению депутата Новоайдарского районного совета Владимира Сазонова, после этого августовского события со свободой слова в поселке было покончено. Была ли она там когда-либо?

Радио закрыли после того, как редактор «перестал выполнять указания местной власти». В районе осталось единственное средство массовой информации – газета «Вестник Новоайдарщины». Кроме развлекательных изданий, в район долетают и «газеты для взрослых». Преимущественно с пропаганди­стской вставкой облсовета «Известия Луганщины». Такая «вакуумная (в информационном смысле) консервация» района идеальна для промывки мозгов.

Одной из жертв «шторма в информационной пустыне» стал и бывший поселковый голова Раков. Жителей Новоайдара – а их около 8,5 тысячи – оповестили двухтысячным тиражом, что изгнанный из поссовета Вячеслав Раков хочет отсудить у бюджета 22 тысячи гривен. Из Новоайдара эта сумма выглядит иначе, чем откуда-нибудь с площади Героев ВОв областного центра. Реакцию читателя угадать нетрудно.

За что же требует компенсацию Вячеслав Раков и зачем это знать нам, которые и в Новоайдаре-то не были никогда? Ответ прост: о вещах, которые из ряда вон, читать всегда интересно.

Шекспировские страсти в провинции
Пять попыток пришлось сделать депутатам фракции ПР, чтобы снять поселкового голову. В мае они не дали закрыть сессию, и она тянулась почти месяц, рискуя попасть в областную книгу печальных рекордов.

На излете месячной сессии секретарь поссовета Тамара Мишнева, побеждая болезнь (весь этот месяц она провела на бюллетене), самостоятельно поставила на голосование вопрос о снятии головы на голосование. Хотя формально не имела права этого делать: она все еще числилась нездоровой и не могла выполнять никаких функций в райсовете – обязанности секретаря совета выполнял совсем другой человек, заместитель головы Валуйский.

Объяснить свой поступок суду она впоследствии отказалась.

Суд состоялся в ноябре 2007-го – через полгода после скандальной сессии поссовета. Он установил множество процессуальных нарушений. Это в основном неувязки вроде секретаря Мишневой, которая должна была находиться дома либо в больнице, а не в сессионном зале. Или взять само повторное голосование по вопросу, по которому уже принято решение:

– Вопрос о досрочном прекращении моих полномочий вообще не входил в повестку дня, – рассказывает Вячеслав Раков, который председательствовал на сессии. – Голосовать по этому вопросу депутаты-«регионалы» решили прямо на заседании поссовета. В конце концов я поставил вопрос на голосование – и они не набрали большинства голосов. После этого «регионалы» покинули зал, и сессия завершилась почти через месяц. Поскольку голосование состоялось, и его результаты зафиксированы, вопрос считается рассмотренным.

За время перерыва в сессии (с 16 мая до 14 июня 2007 года) тема снятия головы не поднималась на депутатских комиссиях, и в повестку дня ее тоже не вносили. Нужно заметить, что снятие головы не входит в полномочия совета в принципе. Это выборная должность, так что суд признал ущемление прав не только Вячеслава Ракова, но и новоайдарской громады, которая отдала в 2006 году голоса именно за него.

– В вину мне поставили «ухудшение условий жизни в Новоайдаре», – говорит поселковый голова. – В частности, завышенные тарифы на коммунальные услуги. Но ведь за них голосовал совет, то есть их приняли депутаты! Кроме того, незадолго до снятия я отчитывался перед советом, и мою работу эти же депутаты признали удовлетворительной.

Интересно, что убрать беспартийного поселкового голову депутаты-«регионалы» решили еще за полтора месяца до эпохальной сессии. Это тоже выяснилось на суде, где депутаты не смогли озвучить ни одного внятного упрека Ракову. Но самое любопытное произошло после того, как суд восстановил Вяче­слава Ракова в должности.

– Судебные исполнители пришли вместе со мной в поссовет и потребовали открыть мой кабинет, – отстраненно описывает ситуацию Вячеслав Раков. – Мишнева, секретарь совета, сделала это. Исполнители потребовали возвратить мне печать и сделать запись в трудовой книжке. Секретарь совета отказалась это сделать. Без объяснения причин.

Ищем связи
Какой тыл должна иметь секретарь поселкового совета, чтобы отказаться исполнять решение суда? В Конституции записано (ст. 124), что решения судов «обязательны к исполнению на всей территории Украины»? Может быть, Новоайдар уже не относится к Украине?

«Политическим решением» назвал суд смещение поселкового головы. Это очевидно: движущей силой поселкового путча стали именно депутаты-«регионалы». Но для чего был нужен скандал? Да, накануне досрочных выборов в Верховную Раду «регионалы» стремились взять под контроль весь восток Украины. Но 8-тысячный поселок, пусть он и центр 27-тысячного района? Может быть, послушная власть нужна была «регионалам» для чего-то другого?

Новоайдарский район наряду с Беловодским, Марковским и другими районами Луганщины входит в сферу влияния сельскохозяйственного предприятия «Агротон». В Новоайдаре находится, в частности, одна из двух мельниц предприятия (вместе они перерабатывают до 130 тысяч тонн зерна в сутки) и завод по производству комбикормов. Можно ли взять в райцентре что-то, кроме дешевой рабочей силы? Оказывается, можно.

В Луганской области идет реформирование теплового хозяйства. Программой предусмотрен полный переход на автономное отопление в ряде населенных пунктов. Тут стоит напомнить, что к упомянутому предприятию «Агротон» имеет непосредственное отношение «Украинский коммунальный банк». Это он недавно с таким шумом стал владельцем еще одного предприятия – ЗАО «Термо».

Среди городов и поселков, которые переходят полностью на автономное отопление – Беловодск, Марковка, Новоайдар. В Беловодске местная власть уже выделила на установку автономного отопления 250 тысяч гривен, – об этом сообщал депутат областного совета Николай Андрийчук. В Новоайдаре котельная остановилась давно, но «автономку» поставили себе только те, у кого есть на это деньги.

Выделит ли местный бюджет деньги на дополнительную закупку котлов? Будут ли это котлы «Термо» от «Укркоммунбанка»? Вопросы не кажутся риторическими – они таковыми являются. Если учесть, что «Укркоммунбанк» принадлежит Александру Ефремову, депутату Верховной Рады и партийному начальнику новоайдарских «регионалов», председателю областной организации ПРУ.

«Агротон» – главный плательщик в местный бюджет в Новоайдаре. И его хозяева не хотят, чтобы этими деньгами распоряжалась местная громада. Послушный совет, послушный голова нужны, чтобы деньги шли… обратно. На «автономку» «Термо», например. Вместо того, чтобы просто привести в порядок котельную.

Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ