.
Луганские новости
Луганские новости:
06.03.2008 08:40
Концессия 'Луганскводы': мифы и реальность

"Реальная газета"

Концессия «Луганскводы» под вопросом?

12 октября 2007 года депутаты Луганского областного совета проголосовали за объявление конкурса о передаче в концессию целостного имущественного комплекса ОКП «Компания «Лугансквода». Концессия теперь рассматривается как безальтернативный выход из сложившейся ситуации. Единственным претендентом в конкурсе на право получить в концессию луганское коммунальное предприятие стала российская компания с таким же названием – «Лугансквода». Впрочем те, кто хоть немного был в курсе вопроса о концессии, уже давно не сомневались, что ОКП «Лугансквода» готовится на конкурс под конкретного (российского) инвестора.

Но на пути реализации грандиозных планов стало решение Алчевского городского суда от 25 декабря 2007 года, определением которого остановлено действие решения Луганского областного совета №16/9 от 12.10.2007г., в связи с чем процедура концессионного конкурса приостановлена.

Прокомментировал ситуацию по горячим следам только председатель постоянной комиссии по вопросам коммунальной собственности и использованию природных ресурсов господин Э. Лозовский. Заместитель председателя облсовета В.Пристюк и председатель облсовета В. Голенко высказались по данной проблеме только спустя полтора месяца. Судя по всему, сложившаяся ситуация многих поставила в тупик.

По-видимому, причиной вялой реакции руководства облсовета является создание исключительных условий для одного из потенциальных участников конкурса. Это, в свою очередь, лишило возможности других претендентов участвовать в конкурсе (один из них и подал в суд на облсовет).

Вторая причина находится в политической плоскости. Ни для кого не секрет, что в «региональном королевстве» не всё спокойно и трезвая часть депутатов ПР не хочет принимать участия в эксперименте с областной собственностью. Опомнился и депутатский корпус Луганского городского совета (в том числе и значительная часть депутатов от ПР), явно жалеющий о своём решении передать имущество ГКП «Горводоканал» на баланс области.

И наконец – возрастающее, как снежный ком, противодействие общественности области, не желающей мириться с попыткой теневой приватизации стратегического для области коммунального предприятия. Всё больше общественных организаций, политических партий и просто неравнодушных людей считает концессию в нынешнем её варианте вредной для громады.

В таком подвешенном состоянии ОКП «Лугансквода» находится несколько месяцев. Тем временем экономическое положение компании ухудшается с каждым днём. И нет уверенности, что завтра из крана потечёт вода.

История вопроса, или кто виноват?

Виноваты все! Природа – потому что обделила Луганщину водными ресурсами. 80 процентов воды, потребляемой в Луганской области, добывается из артезианских скважин, и только 20 – из открытых источников (в остальной части Украины ситуация прямо противоположная). Недостатком большей доли артезианской воды является высокая стоимость её доставки, чтобы поднять воду с глубины 250-300 м, нужно затратить немало энергоресурсов, что прямо отражается на её цене.

Виновата советская власть, когда в Донбассе построила уникальную систему водоснабжения! Таких мощных водоводов и насосных станций, как в Луганской области, в Украине не было нигде, но кто тогда думал о цене? Страна нуждалась в угле! И государство готово было дотировать систему водоснабжения, чтобы обеспечить жизнедеятельность территорий.

Виноват развал Союза, повлекший за собой падение промышленного производства и как следствие – уменьшение в несколько раз потребления воды. Кризис неплатежей привел к тому, что основные потребители воды оказались неплатежеспособны и начался процесс упадка водопроводно-канализационного хозяйства.

По словам чиновников, виноваты все, кроме тех, кто на протяжении последних 16 лет был у руля Луганской области. Результат их деятельности – нынешнее положение ОКП «Лугансквода»: износ водопроводных сетей – 60%; потери воды в сетях – 60-70%; очистные сооружения работают на пределе своих возможностей, более половины из них работают крайне плохо; о качестве воды говорит тот факт, что практически не осталось людей, рискующих пить её без дополнительной очистки. Аналогичная ситуация и с экономическими показателями: убытки от производственно-хозяйственной деятельности в 2004 году составили 15,6 млн. грн.; в 2005 – 20,4 млн. грн.; в 2006 – 27,6 млн. грн.; на конец 2007 года – убытки предприятия превысили 70 миллионов гривен. Что дальше?

Реформы без результата

Первая попытка реформировать водопроводно-канализационное хозяйство относится к 2003 году. Путём объединения трёх предприятий – «Лугводпрома», «Облводоканала» и «Луганскгорводоканала» – было создано областное коммунальное предприятие «Лугансквода». Новое предприятие объединило 26 городов, 66 посёлков и 81 село, в которых проживало 1,6 млн. граждан и функционировало около 6 тыс. предприятий. В 2004 году Луганская государственная администрация разработала и утвердила программу реформирования водопроводно-канализационного хозяйства области, общая стоимость составляла около полумиллиарда гривен. Однако, программа не предполагала кардинальных перемен.


Предлагалось уменьшить убытки за счет минимизации потерь, внедрения более экономного оборудования и оптимизации аппарата управления, но этот проект финансировался бессистемно, и в объемах меньших, чем было запланировано. Здесь не обошлось без политики. Авторы программы (представители ПР) пеняли на Кабмин Тимошенко за то, что якобы она лишила область финансирования, при этом забывая о том, что деньги на эту программы в госбюджет не предусмотрел Кабмин Януковича. Сам облсовет не отстал от правительства: бюджет области 2004 года предусматривал выделение 4,47 млн. грн. на водопроводно-канализационное хозяйство, а фактически было выделено – 1,89 млн. грн. (42% от запланированного). В 2005 году из 26,45 млн. грн., запланированных облсоветом, дошло до «Луганскводы» только 2 млн. грн. (для сравнения: бюджет 2008 года выделил те же 2 млн. грн. на издание боевого листка облсовета «Известия Луганщины»).


Это к тому, что деньги и в государственном, и в областном бюджетах были, но распоряжались ими по собственному разумению. В общем, пока политики выясняли, кто виноват, воз проблем остаётся на месте, а нынешнее руководство облсовета предложило новый план, как переложить проблему воды на будущего концессионера. В идеале всё должно пройти следующим образом: за 5 лет концессионер берёт обязательства инвестировать в «Луганскводу» 500 млн. грн. Эти средства пойдут на энергосберегающие мероприятия, оптимизацию систем водоснабжения, снижение потерь воды, улучшение качества воды и улучшение экологической обстановки. В последующие 20 лет инвестор обещает вложить ещё 256,7 млн. грн., и это должно привести к ошеломляющему эффекту:

– население и промышленные предприятия области обеспечат бесперебойной подачей воды круглосуточно;

– качество питьевой воды будет соответствовать ГОСТу;

– очистка и сброс сточных вод будет отвечать экологическим нормам;

– концессионер, по своей вине прекративший подачу воды более чем на сутки, будет обязан обеспечить временное водоснабжение населения;

– количество аварий уменьшится в 1,5 раза, а если таковые и будут, то устранят их в течение суток.

– наконец жаловаться перестанут.

Остаётся только порадоваться за наших граждан, что через каких-то 5-7 лет проблема воды в Луганской области исчезнет в принципе… Если только это не окажется очередным мифом!

Мифы и реальность
Миф о том, что только концессия может спасти водопроводно-канализационное хозяйство области.

Несмотря на то, что облсовет везде анонсирует своё первенство в концессии, – это не так. Первый опыт концессии в Украине осуществил Гвардейский поселковый совет Симферопольского района в 2001 году и это единственный более-менее успешный пример. Более известен печальный опыт передачи в концессию Одесского водоканала компании «Инфокс» на 49 лет. Договор предполагал инвестирование концессионером за первые 5-7 лет порядка 500 млн. грн.


Но дела пошли не так, как хотелось городским властям, и договор решили расторгнуть. Вот тут и началось! За два года «Инфокс» вложил 90 млн. грн. и просто так с имуществом раставаться не захотел, дело передали в суд. Суд, несмотря на моральное сочувствие органам местного самоуправления, всё же не мог игнорировать тот факт, что в случае досрочного разрыва отношений по инициативе концессиедателя городские власти обязаны вернуть концессионеру вложенные средства. Денег в Одесском (как и в Луганском) бюджете нет, вот и продолжается тяжба – по сей день. Кстати наш концессионный договор тоже оставляет неплохие шансы оставить без штанов областной бюджет.

Не всё гладко с концессией и в мире. Если в цивилизованной Европе (Англия и Уэльс) водопровод, отданный в концессию, можно отнести к положительным примерам, то в Аргентине случилась катастрофа. Водопровод Буэнос-Айреса был отдан в концессию международной компании «Энрон». Она повысила тарифы, сорвала хороший финансовый куш, перевела все деньги в швейцарский банк и – обанкротилась!

Вот и думайте, какой пример Украине ближе: цивилизованный европейский или знакомый до боли латиноамериканский?

Миф о контроле Луганского областного совета над концессионером

Закон Украины «О концессиях», принятый в 1999 году, в большей степени «переживает» за права концессионера, особенно иностранного, поэтому громкие слова первых лиц облсовета о контроле за каждым шагом концессионера разбиваются о статьи этого закона.

– Итак, ст.17 ч.2 Закона Украины «О концессиях» обязывает концессиедателя соблюдать коммерческую тайну. Это означает, что с момента передачи водопровода в концессию вся информация о деятельности, структуре тарифов, полученной прибыли будет засекречена.

– Ст.10 ч.1 этого же Закона говорит, что условия формирования тарифов на услуги устанавливаются концессионным договором, а не Законом. Кроме того, концессионер может абсолютно легально завысить норму прибыли, требуя от концессиедателя согласования повышенных тарифов; при этом в случае несогласия последнего концессионер будет иметь все права обратиться в суд с иском.

– В случае, если концессионер – иностранный инвестор, он защищён дополнительно Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования». Ст.8 этого Закона защищает инвестора на 10 лет от возможных неприятностей, связанных с изменениями в законодательстве Украины.

– И последнее, ст.15 Закона «О концессиях» предусматривает фиксированный перечень причин прекращения концессионного договора: окончание срока договора, ликвидация концессионера по решению суда, гибель объекта концессии, расторжение по согласованию сторон, расторжение или признание недействительным по решению суда.

Поэтому, если депутаты Луганского областного совета не пересмотрят условия передачи в концессию «Луганскводы», то отказаться от неё можно будет только через суд, поскольку Законом не предусмотрено иных санкций при невыполнении концессионером своих обязательств. И судя из опыта Одессы, это будет непросто.

Миф о том, что «Лугансквода» останется в собственности громады.

Кстати, согласно тому же Закону «О концессиях», если концессионер увеличил стоимость имущества на 25%, то он имеет приоритетное право на выкуп этого имущества на льготных условиях. Исходя из того, что на сегодня специалисты оценивают имущество ОКП «Лугансквода» минимум в 1 млрд. грн., а сумма инвестиций составляет 500 млн. грн., нетрудно представить дальнейшую судьбу этого предприятия. И вряд ли в данном случае поможет законодательный запрет на приватизацию водоводов и водозаборов, закон, как говорят в народе, как дышло…

Получив на блюдечке с голубой каёмочкой «Луганскводу», концессионер будет думать не о перспективах предприятия, а о том, как, вложив деньги, поскорей получить прибыль. Потребитель же получит новые цены – всё по-честному!

Возвращаясь к приоритетному праву выкупа «Луганскводы» (на льготных условиях или через суд), можем сделать неутешительный вывод: очень скоро концессионер может получить контроль над всей системой водоснабжения, потому что все эти тысячи километров гнилых труб и прочего металлолома ничего не будут стоить без насосных станций. Так концессия превращается в приватизационный экономпакет для закордонного инвестора.

Да, на одной из последних сессий облсовет принял очередное послание Президенту, премьеру и Верховной Раде, в котором просит дать денег на водное хозяйство области. Чтобы концессионеру подсобить, наверное?

Миф об убыточности коммунальной сферы и альтруизме концессионера.

Идеологи от концессии так долго и настойчиво уверяют общественность в безнадёжности положения «Луганскводы», что начинаешь действительно в это верить. Только возникает один вопрос: зачем всё это нужно будущему концессионеру? Трудно вообразить, чтобы заморский концессионер-альтруист взял кредит на несколько миллионов гривен и вбухал его в замену прогнивших труб. При этом тарифы оставил прежними, а качество услуг поднял на европейский уровень.


Скорее всего, всё будет гораздо прозаичней. Первое, что сделает концессионер, – это повысит тарифы на воду. А областная власть, лишившись каких-либо финансовых рычагов контроля над предприятием, не сможет влиять на его хозяйственную деятельность. Что же мы получаем взамен? 500 млн. грн. инвестиций за первые 5 лет – много это или мало? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав несколько примеров. Замена одного километра водовода обойдётся в миллион гривен, а заменить необходимо порядка 6 тысяч, вот и считайте…


Добавим сюда замену устаревших насосов – ещё пару миллионов; оборудование для очистки воды – не меньше миллиона; и становится ясно, что сумма инвестиций должна быть на порядок больше. Другой пример: ОКП «Лугансквода» производит порядка 270 млн. кубометров воды в год, если концессионер повысит тариф на одну гривну (а он повысит), то получит за два года сумму (540 млн. грн.) большую, чем инвестиции за первые 5 лет концессии. Отсюда вопрос: так ли убыточно коммунальное хозяйство?

Получается, что бездарный менеджмент ОКП «Луганскводы» и недалёкая политика руководства привели компанию к банкротству, а ведь она могла бы нести золотые яйца в бюджет Луганской области. Во всём мире коммунальный бизнес – один из самых стабильных и прибыльных, и только у нас – проблемный.

Альтернатива есть всегда

Изначально скажу, что не являюсь категорическим противником концессии. Я категорически против фарса, разыгранного руководством областного совета при организации конкурса на передачу в концессию ОКП «Лугансквода». То, что конкурс готовили под «своего» инвестора, увидели даже неспециалисты, и это главная причина, по которой концессия вызывает протест. Позиция нашей политической силы в отношении концессии прозвучала в ноябрьских номерах луганских газет («Наша газета», «Реальная газета»). Эта позиция предполагает ряд принципиальных моментов:

– прозрачность проведения концессионного конкурса;

– общественный контроль деятельности концессионера;

– формирование состава контролирующего органа на принципах профессионализма и пропорциональности (в его состав должны войти все политические силы, в том числе и те, кто выступает против концессии, например коммунисты).

Но концессия – не единственный вариант. Реформировать водопроводно-канализационное хозяйство области в том виде, в котором оно существует сейчас, – пустая трата времени и средств. Реорганизация должна изменить подход к обеспечению водой, исходя из места нахождения источников. Если в Антраците или в Свердловске источники воды находятся за 200 кми поднять эту воду необходимо на 300 м, то какова будет цена этой воды? Добавим ещё гнилые трубы, устаревшие насосы на подстанциях и получим колоссальные убытки.


А ведь эти города стоят на подземных озёрах, и за рубежом уже давно существуют технологии, позволяющие их использовать. Возможности очистки шахтных вод на сегодня – реальность. По словам экспертов, строительство такого завода обойдётся приблизительно в 100 млн. грн., но он на многие годы решит вопрос воды в этом регионе. Кстати, именно таким путём пошёл Алчевск, там уже построен завод по очистке воды на основе технологии обратного осмоса, и это тоже один из вариантов решения проблемы.

Я не претендую на абсолютную истину и не отстаиваю чьих-либо интересов. Но сегодняшнее состояние ОКП «Лугансквода» вызывает серьёзные опасения. Последствия прекращения подачи воды в области может привести к санитарно-эпидимиологической катастрофе, а неопределённость в вопросе концессии делает этот сценарий реалистичным.

В этой ситуации как гражданин, как депутат Луганского областного совета не могу молчать. Считаю необходимым на очередной сессии областного совета в первую очередь рассмотреть вопрос о состоянии водопроводно-канализационного хозяйства области и путях вывода его из кризиса.

Если концессия – действительно выход из сложившейся ситуации, то она должна пройти честно, прозрачно и эффективно.

В противном случае население в скором времени рискует остаться без воды.

Депутат Луганского областного совета
Рекиянов С. А.