29.11.2007 13:42
Горькая правда о российской демократии
ИноСМИ
В воскресенье российские избиратели придут на участки и выберут себе новый парламент. Правда, воодушевления по этому поводу в стране как-то не заметно.
Во-первых, это потому, что голосование предстоит полностью предсказуемое: "Единая Россия" - партия, верноподданее всех поддерживающая президента Владимира Путина, - победит всех и вся. Во-вторых, в предвыборных спорах между основными соперниками нет практически никаких идеологических разногласий.
И все же мне показалось, что есть еще одна, главная, причина: демократическая политика просто не смогла пустить корни в России. И, похоже, народу все равно.
Три из четырех партий, имеющих реальные шансы преодолеть семипроцентный барьер для прохождения в Думу - искусственные порождения самого Кремля: "Единая Россия" была основана в 2001 году группой пропутински настроенных губернаторов; 'Справедливая Россия' создана в прошлом году для заполнения, как показалось Кремлю, вакуума слева от центра; Либерально-демократическая партия популиста-националиста Владимира Жириновского была создана еще в 1990 году при поддержке КГБ. Единственное исключение - остатки старой советской Коммунистической партии. Коммунисты - единственная серьезная оппозиция Путину, однако опираются они преимущественно на возрастной и сокращающийся электорат.
Все остальные партии, гораздо более приверженные 'нормальному' демократическому обсуждению политики - прорыночный Союз правых сил (СПС) и группа экономистов-либералов 'Яблоко' - наберут, скорее всего, не более одного-двух процентов голосов. Эти имена связаны с хаосом экономических реформ 90-х годов.
О недостатках 'партии власти' Путин, возглавляющий предвыборный список "Единой России" - притом, что не входит в число ее членов - говорит так честно, что становится даже не по себе.
- У партии нет устойчивой идеологии, устойчивых принципов, за которые подавляющее большинство в этой партии готовы бороться, - сказал он недавно на специально организованной и транслируемой по телевидению встрече со строителями дороги в Сибири. - К структурам, близким к власти, как 'Единая Россия', как правило, стараются примазываться всякие проходимцы. И часто им это удается.
И такая честность не приносит ему никакого вреда. Такое впечатление, что российские политики к предстоящим выборам не относятся всерьез, а российским избирателям это и вовсе не интересно.
Что касается политиков, то я припоминаю, как на семинаре, организованном в этом году в Подмосковье для молодежи, один из самых высокопоставленных членов "Единой России", председатель одного из важнейших комитетов Думы, рассказывал, какая неблагодарная вещь - политика.
- Мне один очень большой политик сказал: устал от всего этого, больше не может, хочет уйти из политики, - сказал он. - И поэтому он решил не идти в политику, а баллотироваться в Думу.
Сейчас, вспоминая это, я начинаю подозревать, что он говорил о самом Путине. Но даже если нет, неважно, смысл его слов от этого не меняется: в парламенте серьезной политики нет. А что до тягот и лишений профессии, то, судя по швейцарским часам моего героя, работа политика, может, и неблагодарна, но, во всяком случае, достаточно прибыльна.
Само слово 'демократия' у российских избирателей часто вызывает непонимание, нередко доходящее до внутреннего противоречия. По результатам опроса, проведенного в феврале 'Центром Юрия Левады' для Центра ЕС-Россия (EU-Russia Center), 65 процентов опрошенных не смогли ответить на вопрос 'Что такое либеральная демократия?' и не выразили уверенности в том, что она вообще нужна.
С одной стороны, 45 процентов заявили, что такая демократия может быть полезна для России; с другой - 30 процентов посчитали, что либеральная демократия России 'не подходит', и 12 процентов сказали, что она сама по себе 'вредоносна' и 'разрушительна'. На вопрос, какая политическая система России подходит больше всего, 35 процентов ответили 'советская система, какая была до 1990 года', а 26 - 'нынешняя система'. 'Демократию по западной модели' выбрали всего 16 процентов респондентов.
По словам советников Путина, он строит в стране особую российскую систему под названием 'управляемая демократия'. Что, по традиции КГБ, прежнего места работы Путина, значит, что все должно быть под контролем. Если победа - то гарантированная.
Григорий Явлинский, лидер 'Яблока' - во всех смыслах на другом конце спектра. Он уже неоднократно выдвигался и в президенты, и в парламент, и количество отдаваемых за него голосов все сокращается и сокращается.
- Демократия - это когда умеешь проигрывать, - говорит он.
Да уж, против этого не возразишь. Явлинскому действительно виднее. Правда, Путин вряд ли поймет, что он имеет в виду.
Квентин Пил
("The Financial Times", Великобритания)
|
Да нафиг им эта демократия? Вон на Украине демократия (так называемая),и что? В каком мы месте?
Зачем шавке свобода? Миски похлёбки достаточно. Зато цепь длинная.
Луганских по интеллекту издалека видать.
na ukraine ne demokratia a burokratija;
ogromnaja massa chinovnikov zanjala nishu KPSS - i "rukovodiat" teper' uzhe stroitel'stvom kapitalizma;
sami ne znajut chto delajut i kak nado delat'...
oxford-y ne konchali, a deneg xotjat ogogo
Заголовок
Заголовок
111... читать дальше >>>
Луганские новости:
Новости Украины и мира:
[Главная] [Луганск] [Украина] [Шоу-бизнес] [Общество] [Интернет] [Фотогалереи [Поиск]