21.09.2007 10:04
Королевская: 'Взятка – это победа интеллекта над совестью'
"Реальная газета Ижица"
– Наталия Юрьевна, вопрос к Вам как к эксперту: легко ли быть предпринимателем в нашей стране?
– Вы только вдумайтесь: на одного предпринимателя в Украине приходится 38 представителей контролирующих органов! Один мой друг сказал, что предпринимателей скоро необходимо будет заносить в «Красную книгу». Сегодня, общаясь со многими из них, я для себя поняла: с той системой, которая сегодня работает в государственном контролирующем секторе, у предпринимателей уже нет возможности сосуществовать.
Поэтому БЮТ предлагает ввести уголовную ответственность для представителей контролирующих органов за вред, который приносится предприятиям и предпринимателям при проверках. Только так можно остановить лавину ежедневных поборов, дать возможность бизнесу нормально развиваться.
– Подобная мера кажется слишком кардинальной…
– Мы часто слышим в рапортах, что столько-то предприятий проверено и столько-то начислено штрафов. При этом никогда не говорят, какой ущерб в результате этих проверок был нанесен, зачастую совершенно безосновательно.
Контролирующие органы не несут ответственности, потому что за каждым их представителем стоит государственная машина. С ней практически невозможно бороться в одиночку.
У нас есть сегодня в области пример – предприятие «Интерсплав». Господин БОЛДЕНКОВ – это, наверное, единственный руководитель, который поднял флаг борьбы за свои права с государственной машиной, причем открыто на всех уровнях – пикеты и в Киеве, и перед Луганской налоговой. И что, мы видим результат? Наоборот, на него и уже, наверное, на каждого сторожа предприятия открыто уголовное дело.
Сегодня контролирующие органы говорят с предпринимателем с позиции силы, тогда как говорить с предпринимателем нужно на равных, иначе можно уничтожить предпринимателя как вид, к этому сейчас все и идет. А чем меньше у нас будет предпринимателей, тем меньше поступлений в бюджет. Они хоть по копеечке платят, хоть по гривне, но в любом случае это все идет в казну. А у нас на каждой «гривночке» сидят десятки чиновников.
Поэтому Блок Юлии Тимошенко ставит перед собой следующие задачи: во-первых, сократить количество контролирующих органов; во-вторых, прекратить дублирование функций контроля (потому что по одному и тому же поводу к предпринимателю могут прийти как минимум три контролирующих организации и проверять один и тот же документ); в-третьих, необходимо четко регламентировать проверку. То есть не так, что она может 10 раз продляться, а потом еще 15 раз приниматься решением суда, и таким образом до бесконечности тебя будут контролировать, проверять и уничтожать твой бизнес.
– Не так давно Вы заявляли о том, что «власть Луганщины враждебно относится к малому бизнесу». А вот по словам директора Областного центра занятости Андрея ЧЕРКАСОВА, Луганщина держит первое место по количеству снятых с учета бывших безработных, которых специалисты подготовили для ведения предпринимательской деятельности. Не показатель ли это улучшения условий для предпринимательства?
– У наших чиновников, если нужно какую-то цифру подать для отчета, и поголовье скота сразу растет, и цены стремительно падают! На самом деле занятость населения в Луганской области за последний год сократилась на 2,4%. Статистика говорит, что один из трех предпринимателей на Луганщине через три года становится банкротом – это красноречивый показатель реальных условий ведения бизнеса.
Аналогичная ситуация и с безработицей, ведь на Луганщине сегодня не так-то просто создать хорошее квалифицированное место с хорошим уровнем заработной платы. Не так просто уйти с одного места работы и устроиться на другое. Сегодня лишь единицы предприятий на Луганщине могут гарантировать и страховки, и социальный пакет. Нам повезло с таким городом, как Алчевск, повезло еще чуть-чуть Луганску как областному центру.
Но ведь задача и областной власти, и правительства – создать равные условия для всех в области. Хотя бы создать условия, чтобы уровень жизни соответствовал среднеукраинскому. А у нас в сельских районах средняя зарплата 500 гривен, а в Луганске и Алчевске – более 1,5 тысяч гривен. Такого разрыва, как у нас сейчас, не было никогда раньше.
Сегодня 36 предприятий определяют судьбу 80% экономики области. Вдумайтесь: вся инфраструктура региона зависит от развития 36 предприятий – это очень пагубная зависимость! И сегодня областная власть должна понимать: без поддержки развития частного предпринимательства, без поддержки людей, которые согласились взять кредит, вложить деньги и создавать вокруг себя рабочие места, нет перспективы развития и выхода области на другой социальный экономический уровень.
– Вы неоднократно высказывались за то, чтобы ликвидировать НДС. На каких условиях это возможно?
– Дело в том, что изначально функция налога на добавленную стоимость – ограничение перепроизводства товаров. Но сегодня в Украине нет перепроизводства товаров! И когда с каждого производителя по всей цепочке собирают НДС, это, конечно, является губительным и для предприятия, и для экономики в целом. Сегодня налог на добавленную стоимость превратился в политический налог – это такой шлагбаум, с помощью которого можно дать зеленый свет, например, предприятию-экспортеру, а когда нужно, можно его закрыть.
И для нас основная задача сегодня – сделать налог на добавленную стоимость не рычагом давления на предпринимательство, а, взяв за основу европейский стандарт, сделать НДС конечным налогом, который платится только один раз во всей цепочке.
К сожалению, экономика Украины сейчас страшно зависима от НДС. Этот налог сейчас составляет около 60% доходной части бюджета.
При этом НДС – самый коррумпированный и «непрозрачный» налог. Сегодня мы разрабатываем предложения по Налоговому кодексу, основная цель которых – заменить НДС конечным налогом с оборота. Необходимо адаптировать украинское законодательство к европейскому.
– По мнению лидера БЮТ, нужно еще и переходить к 3-5% кредита для малого и среднего бизнеса, для чего нужно перестраивать всю кредитную систему. Юлия Тимошенко заявляет, что это можно сделать всего за один год. Реально ли это?
– Речь не идет о том, чтобы перестраивать всю кредитную систему Украины. Не многие знают, что банки Украины имеют полную возможность под европейские и иностранные гранты, имея линии кредитования EBR, действительно поддерживать бизнес на 3-5-процентном кредитовании. Но, к сожалению, всем хочется сверхприбыли...
Мы поддерживаем систему stand-by, которая есть во всем мире и которая специально сделана для кредитования мелкого предпринимательства по льготным процентам и беспроцентно. И так же мы за внедрение системы льготного инвестирования и дотирования из бюджета на создание и поддержку малого предпринимательства.
Государство может взять на себя частичную нагрузку по компенсации кредитов под малый бизнес, тем самым поощряя украинцев развивать свое дело. Считаю, что ставка 3-5% для среднего и малого предпринимательства под инвестиционные проекты полностью реальна для Украины.
– Еще одна больная тема для украинского бизнеса – инвестиционный климат в стране. Правительство не устает рапортовать о его неуклонном «покращенні», но практических результатов нет. Что нужно сделать для привлечения инвестиций на Луганщину?
– Сколько ни говори «халва», слаще не станет. К сожалению, сегодня для цивилизованного мира Украина – страна, чуть ли не лидирующая по взяткам и коррупции, страна, которая занимает 125-е место из 170 по легкости ведения бизнеса (это оценка Мирового банка), страна, в которой идет вялотекущая подковерная война между Президентом и премьер-министром… Неудивительно, что серьезные инвесторы боятся «заходить» в Украину.
Да уже и наш инвестор все меньше и меньше имеет желание вкладывать деньги на родине! Сегодня украинские инвесторы пошли в европейские страны и в Россию, но все с большей опаской относятся к бизнесу в Украине.
Блок Юлии Тимошенко считает, что первая задача по улучшению инвестиционного климата – это антикоррупционая политика. Второй этап – сокращение всех возможных форм лицензирования, разрешений, дублирований всех функций, потому что это все превратилось в снежный ком и отдельную статью дохода чиновников. Для них это уже вид бизнеса, и чиновники, естественно, заинтересованы в его расширении.
Если мы это безобразие не прекратим, то в Украине не получится создать серьезную прослойку среднего класса, которая сможет влиять на принятие решений «наверху». В противном случае Украина будет всегда вынуждена зависеть от воли олигархов. А Луганщина будет зависеть от трех десятков предприятий в области. И если, не дай Бог, авария где-то случится, мы все, как в свое время Алчевск, можем в любую минуту оказаться в зоне бедствия.
Вы хотите всегда и во всем зависеть от крупных собственников, от олигархов? Я – нет. И я не хочу, чтобы в нашей стране самыми эффективными инвестициями считались «инвестиции» в карманы чиновников.
Поэтому сегодня моя основная задача как парламентария – создать в стране условия для среднего класса, а не условия для охоты на средний класс. Параллельно – создать условия для приватизации, а не для «прихватизации»; создать условия для возможности доступа к тендерам по госзакупкам для простых предпринимателей, уменьшить налоговое бремя… Предстоит серьезная и кропотливая работа.
– Не секрет, что перед выборами буквально все партии и блоки обещают золотые горы, в том числе и представителям частного бизнеса. Почему предприниматели должны верить именно вашей политической силе?
– Единственный премьер, который за время своего очень краткого премьерства заставил отменить порядка тысячи подзаконных актов, тормозящих развитие предпринимательства, – это Юлия Тимошенко. Сегодня за год правительства Януковича мы видим, что этих актов наплодилось уже больше тысячи. Правительство создает условия лишь для крупных корпораций. Мегакорпорации больше 23 миллиардов заработали в Украине за последний год, и в 1,7 раза выросли их доходы. А малый и средний бизнес всячески вытесняются.
Предпринимателей сейчас воспринимают только как дойных коров для удовлетворения чиновничьих аппетитов. Я недавно была в России. В газетах там, наверное, на 4 страницы было написано: того мэра наказали за взяточничество, на этого чиновника завели уголовное дело за коррупцию...
Это меня удивило: когда наши газеты открываешь, там, в лучшем случае, написано, какой политик и кого как обозвал, как прозаседала в последний раз и потратила деньги Верховная Рада, и кого нашли из тех предпринимателей, которые не доплатили налоги…
По статистике, за 7 месяцев на Украине всего раскрыто взяток на 11 миллионов гривен. Смешная цифра! Я думаю, что только в одном районе Луганской области за 7 месяцев взяток дается больше, чем на 11 миллионов гривен. А мы говорим сегодня о масштабе Украины в целом.
У нас стали воспринимать коррупцию как должное, т.е. с ней перестали бороться и больше сконцентрировали внимание на борьбе с предпринимателями. Для БЮТ является принципиальным подходом: бороться не с предпринимательством, а с коррупцией.
– Вы пришли в политику из бизнеса, в Луганской области это знают, наверное, все. Каково бизнес-вумен играть на мужском поле и по мужским правилам?
– Женщины не рождаются предпринимателями и политиками, а становятся. И так же, как не легко играть, будучи бизнес-вумен в мужском мире бизнеса, который все-таки является мужским на 90%, так и в парламенте. В этой игре выигрывают сильнейшие.
Неудивительно, что наш политический лидер считается единственным мужчиной в украинской политике.
Уровень поддержки, который имеет Блок Юлии Тимошенко, убедительно доказывает: женщина в политике может добиваться впечатляющих результатов.
Беседовал Сергей КАРАВАЕВ
|
Пожалуйста помогите!Напечатайте где нибуть(газета листовка и,т,д,),Кто имеет право проверять Ч.П.работающего на едином налоге и что эти кто имеют право проверять и как часто.Честное слово уже задрали. Заранее благодарен я и тысячи мелких предпринимателей.
Предприниматели обращайтесь!
Имею собственные наработки (и не только) Как защититься от проверяющих?
В прошлом был и проверяющим и предпринимателем!