Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
14.09.2007 09:05
Менталитет и законодательство – основы коррупции
Начальник отдела по борьбе со взяточничеством и коррупцией УМВД Украины в Луганской области Вадим НЕСТЕРОВ говорит, что максимальная сумма взятки, которую ему предлагали, – 10 тысяч долларов. «Взяли, — говорит Нестеров, а на удивленные вопросы журналистов добавляет: – задокументировали, все как положено!».
Тема борьбы с коррупцией сейчас активно используется политиками. Правда, она, как и любая другая благодатная и перспективная тема, как правило, исчерпывается буквально сразу же после формирования властных структур. То есть сразу после завершения избирательной кампании. Ни одна реформа в Украине не сможет состояться, пока общество не найдет управы на коррупцию. Понятно, что изжить ее полностью невозможно – слишком многие будут против, – но принять какие-то адекватные меры нужно срочно. Это в стране уже поняли все – ну, или практически все.
За семь месяцев 2007 года в Луганской области за попытку дачи взятки привлечены к ответственности 16 человек. 5 из них предлагали взятку офицерам спецотдела по борьбе с коррупцией и взяточничеством.
Общенациональный опрос общественного мнения о состоянии коррупции в Украине был проведен в январе-апреле 2007 года. Опрос осуществлялся Киевским международным институтом социологии под руководством «Менеджмент Системс Интернейшнл» (MSI) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию. Главные результаты, которые уже опубликованы, констатируют высокий уровень коррупции в Украине.
Опрошенные граждане считают: главными причинами расцвета коррупции в Украине является то, что должностные лица рассматривают свои должности как инструмент для получения личной выгоды, а контроль за действиями таких лиц со стороны правоохранительных органов является неадекватным. Но самое, пожалуй, тревожное в том, что больше половины (52%) опрошенных признают коррупцию оправданной в большинстве ситуаций для решения разнообразных вопросов — ее рассматривают как уже привычный способ выживания и деятельности в Украине. 37% считают, что коррупцию в любом случае оправдывать нельзя, причем такое мнение распространено среди представителей старшего поколения. Люди в большинстве своем считают, что уровень коррупции если меняется, то в сторону увеличения. Согласно результатам исследования, люди считают, что крупнейшие коррупционеры находятся в Верховной Раде и Кабинете министров, но очень высокая коррумпированность присуща и другим ветвям и уровням власти.
То, что для большинства граждан Украины коррупция стала привычным способом решения возникающих проблем, уже не секрет. Начальник отдела по борьбе со взяточничеством и коррупцией УМВД Украины Вадим Нестеров отмечает: «Это менталитет – люди не хотят обращаться».
За семь месяцев 2007 года в Луганской области общая сумма задокументированных милицией взяток составила 1 миллион 50 тысяч гривен. Нестеров сравнивает это с показателями прошлого года: тогда за 12 месяцев было выявлено 160 тысяч гривен. Он называет это «инфляцией» — количество протоколов, составленных по взяткам и коррупции примерно одинаковое, а вот их стоимость значительно увеличилась.
По официальным данным, в Луганской области за семь месяцев года было зафиксировано только две взятки на сумму более 100 тысяч гривен. На одной попался один из чиновников отдела капстроительства районной госадминистрации за «закрытие» отчетных форм по газификации, строительным и ремонтным работам. Работы, предусмотренные программами, были выполнены, то есть в принципе речь идет об «откате». А второй «несчастный» — заместитель директора Алчевского коксохимического завода, который тоже был задержан при получении взятки за перечисление денег днепропетровскому подрядчику за строительство жилого дома для рабочих предприятия. Три раза зафиксирована взятка в сумме от 50 до 100 тысяч гривен, 5 взяток в сумме от 25 до 50 тысяч, 61 протокол составлен на суммы от 1 до 10 тысяч гривен и 87 дел по мелким взяткам до 1000 гривен.
Вадим Нестеров признается, что отдает себе отчет в том, что эти цифры и суммы весьма далеки от реальности. Но он апеллирует не только к несовершенному законодательству, которое откровенно мешает работать, но и к подходу самих людей. По словам Нестерова, около трети граждан считают, что их опыт общения при получении и передаче взятки является положительным.
«В нашей практике были случаи, когда люди, даже попав на скамью подсудимых и признавая, что получили деньги, искренне недоумевали, в чем проблема. Они уверены в том, что заработали свои откаты и взятки. Да и около трети людей считают, что государственным служащим нужно платить за исполнение определенной работы. Это всех устраивает: в нашей стране за деньги можно решать любой – даже откровенно незаконный – вопрос. Мы сообщаем телефоны доверия отдела по борьбе со взяточничеством и коррупцией, по которым можно обратиться официально: 559424 и 580151. Но звонят на эти номера очень редко. Так, в прошлом году по таким сообщениям мы не смогли составить ни одного протокола, а в этом году составили целых три, и это уже прогресс. С начала года не поступило ни одного заявления от студентов о фактах вымогательства в вузах. Был один такой случай: в три часа дня звонит студент медицинского университета – говорит, что был зачет и что он заплатил 50 долларов (экзамен в медуниверситете стоит дороже), называет аудиторию… Выезжает группа документирования – действительно, находят аудиторию, в которой был зачет… Но зачет, как выясняется, был с 9 до 12 дня, потом студент видимо, обмыл его сдачу, а в 15.00 позвонил в милицию. В таком случае мы абсолютно бессильны. Хотя коррупция и взяточничество – это понятия регрессивные: ответственность предусмотрена как для тех, кто берет взятки, так и для тех, кто их берет, – говорит Вадим Нестеров.
По данным милиции, по степени коррумпированности Луганская область занимает пятое место в украинском рейтинге — после Донецкой, Днепропетровской, Одесской областей и АР Крым. А наименьший уровень коррупции – в небольшой Ивано-Франковской области.
Нестеров утверждает, что пока отношение людей к проблеме коррупции не изменится, милиция так и будет продолжать бороться с «ветряными мельницами» и выполнять исключительно сдерживающую функцию. «Если мы кого-то задержим в налоговой – для них это резонанс, «честь мундира», — может, хоть один из коллег задумается».
Нестеров вспоминает еще один случай, когда в милицию обратилась студентка одного из луганских вузов. Она училась на дизайнера, а преподаватель за сдачу зачета по точной науке требовал взятку. Она обратилась, мы обо всем договорились, это было перед выходными, и она уехала в один из шахтерских поселков к родителям. В понедельник, когда мы встретились у аудитории, с ней были мама и папа, и мама нам сказала, что продаст последнее и даст эту взятку, но ребенка ей нужно доучить. Ну что ж – нет так нет, значит, их устраивает такая система.
Одним из ключевых аспектов борьбы с коррупцией является украинское законодательство. По словам Нестерова, в нем достаточно лазеек для того, чтобы уйти от ответственности. От себя добавим, что с каждым годом оно становится все более и более снисходительным по отношению к коррупционерам. Нестеров уверен, что в первую очередь нужно уравнять всех в правах. В частности, пересмотреть привилегии судей. «Признаю, что работа с судьями – наша ахиллесова пята. Информация о том, кто из них берет взятки, есть – и для многих она не является секретной. Да, в мире судьи имеют неприкосновенность, привилегии и пожизненные полномочия. Но если человек совершает преступление? Нам нужно оперативно его задокументировать, а потом судите его как хотите! Ведь зачастую вопрос о взятке решается в течение ограниченного количества времени – назвали сумму, дали час времени. А нам для того, чтобы подготовить процессуальные документы по судье, нужно около месяца! – говорит начальник отдела по борьбе со взяточничеством и коррупцией УМВД Украины в Луганской области. – Нужно лишить депутатов неприкосновенности – в этом году только два народных избранника привлечены к админответственности. Закон действительно должен быть один для всех».
По словам Нестерова, в украинском законодательстве не предусмотрен так называемый «оперативный эксперимент», который разрешено проводить в США и России. «Проведение оперативного эксперимента с целью завлечения должностного лица в совершение коррупционного деяния или взятки. В нашем законодательстве предусмотрена обратная норма – провокация взятки, которая наказывается. А какая разница, кто занес должностному лицу деньги? Ведь тот, кто целился в одного человека, а попал в другого, все равно получает срок за умышленное убийство, и на субъективные факторы и умысел это не влияет. А если дело касается взятки – то влияет! В прошлом году мы задерживали судью, а уголовное дело было возбуждено только через семь месяцев, чего было вполне достаточно для того, чтобы уехать за границу. Вопрос по коррупции в судебных органах сейчас поставлен ребром, но для того, чтобы его решать, нужно изменять законодательство», – уверен Нестеров.
Но с другой стороны, несмотря на постоянные разговоры о борьбе со взяточничеством, именно в 2005 году были приняты изменения в соответствующее законодательство, и теперь после выявления факта коррупции должностное лицо не лишается права занимать свою должность. «Раньше мы хоть должностей их лишали, а теперь только штрафуем. У нас есть один экземпляр, на которого мы третий раз за год составляем протокол о коррупции, и он, заплатив штраф, продолжает работать на своей должности. Да и реальные сроки получают очень немногие – остальные отделываются условными наказаниями или попадают под амнистию», — рассказал Вадим Нестеров.
Говоря о том, что колоссальный объем взяток не выявляется правоохранителями, Нестеров отметил, что практически невозможно выявить такие преступления в вопросах приватизации, проведения тендеров на дорогостоящие заказы – потому что во взаимопонимании заинтересованы обе стороны. «Это практически нереально при существующем законодательстве», — отмечает начальник отдела по борьбе со взяточничеством и коррупцией.
Взятка сейчас – это не обязательно передача наличных денег из рук в руки. «Мы можем документировать проигрыш в карты, ремонт квартиры, оплату отдыха должностных лиц за границей, перечисление средств на расчетные счета коммерческих предприятий и благотворительных организаций и так далее. Да, такие взятки документировать сложно, но есть люди, которые таким образом были привлечены к ответственности. И именно таким способом даются солидные взятки, — рассказывает начальник отдела по борьбе со взятками. – Однажды к нам обратился предприниматель с заявлением о том, что деньги с него вымогает председатель одного из райсоветов. Мы пришли с ним к кабинету, он вошел и сразу начал ругаться с чиновником. Понятное дело, что в случае возникновения конфликтной ситуации никто о «делах» говорить уже не будет. А как потом выяснилось, отношение у этих двух людей были давние, а в этот раз они просто не сошлись в цене…».
По данным Киевского международного института социологии, 67% украинцев, которые имели дело с госслужащими на протяжении последних 12 месяцев, отметили, что были втянуты в коррупционные действия в той или иной форме. От трети до половины таких респондентов утверждали, что должностные лица требовали взятку. По данным исследования, наиболее часто это происходило в университетах, медицинских учреждениях, милиции, органах регулирования, органах управления государственным жильем, коммунальных службах, таможне, органах государственной разрешительной системы и в судах. Многие из опрошенных признают, что давали добровольные взятки в тех секторах или структурах, где взятка воспринимается как сама собой разумеющаяся. Давали взятки, чтобы получить государственные услуги, ускорить процессы или чтобы должностное лицо закрыло глаза на правонарушения. Случаи взяточничества по требованию происходили практически в два раза чаще, чем случаи взяточничества добровольного. Взятки по требованию встречаются примерно в 25% случаев контактов респондентов с госслужащими, добровольные взятки – в 11% случаев.
Опрошенные в большинстве своем положительно относятся к коррупции в органах охраны здоровья, считая, что ее можно преодолеть путем повышения зарплаты работникам сферы и финансирования отрасли в полном объеме. В основном, в этой сфере взятки дают и по требованию, и добровольно: покупают медпрепараты и инструменты, делают «благотворительные взносы» — это считается обычной формой оплаты за услуги, которые государство обязано предоставлять бесплатно.
Региональный «индекс восприятия коррупции» был вычислен на основе ответов респондентов на вопрос о том, насколько, по их мнению, коррупция является распространенной во властных структурах Украины и среди государственных служащих.
В среднем респонденты придерживаются мнения, что коррупция является характерной для 1/3 части всех функций государства.