Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
01.09.2007 12:01
Луганщина: переоценка политических ценностей?
Луганская область на парламентских выборах-2006 дала Партии регионов больше голосов, чем соседняя Донецкая – тогда местные регионалы, возомнившие себя «жертвами оранжевой революции», но не потерявшие ни бизнес, ни власть, вовсю раскручивали тезис о «колючей проволоке», которой якобы обещала оградить Донбасс Леди Ю. Однако недавний визит Тимошенко, которую, если верить заявлениям «регионалов», большая часть населения области чуть ли не ненавидит, привлек к себе недюжинное внимание населения.
На митинг в Стаханове с участием Юлии Владимировны собралось больше народу, чем на организованном накануне Партией регионов праздновании Дня независимости в областном центре, где количество голубых палаток в разы превышало количество праздно шатающихся луганчан. Горожане пятничное мероприятие, поданное под набившим оскомину «региональным» соусом, попросту проигнорировали: надоело. А вот Тимошенко в 40-градусную жару, да еще и в субботний выходной день, неожиданно для многих сорвала аншлаг.
Во время своего визита в субботу на Луганщину, Юлия Тимошенко провела пресс-конференцию для журналистов, встретилась с руководством Алчевского металлургического комбината и посетила само предприятие. Буквально в «полевых условиях», то есть в производственных помещениях комбината лидер БЮТ общалась с рабочими АМК. Затем Тимошенко целый час выступала в Стаханове – городе, названном в честь советского шахтера-рекордсмена. Ирония происходящего в том, что в городе, ставшем родиной одного из самых мифологизированных трудовых подвигов, не осталось ни одной работающей шахты – все было закрыто в процессе так называемой «реструктуризации».
Неудивительно, что тезисы Юлии Владимировны о проекте соглашения между украинскими горняками и БЮТ были встречены здесь с одобрением. Тимошенко предлагает оптимизировать отпускные цены на уголь, установить жесткий контроль над выполнением планов, расходованием бюджетных средств. Это, по ее словам, позволит планово развивать отрасль и даже открывать новые угольные предприятия. Для страдающих от безработицы стахановцев, родной город которых заклеен биг-бордами с абстрактными лозунгами о «стабильности» и «счастливой семье», такие конкретные предложения прозвучали более чем уместно на фоне абстрактных лозунгов партии-гегемона.
Первая часть избирательной кампании, весьма, кстати, вялотекущей на Луганщине, показала, что ничего нового регионалы не изобрели, а продолжают эксплуатировать банальные тезисы об уже упомянутой «колючей проволоке», «украденных газовых миллионах», русском языке и НАТО. По крайней мере, именно таким просроченным «креативом» пестреет партийная пресса, а заодно и газеты, издающиеся миллионными тиражами за счет средств областного совета.
Тимошенко, по обыкновению уверенно чувствовавшая себя в такой обстановке, даже слегка оправдывалась перед присутствующими: дескать, знайте, что если телеканалы, газеты и все остальные СМИ четко и организованно пытаются сделать из какого-то конкретного человека или целой политической силы врага – этот человек или политическая сила много чего стоят.
Тимошенко, еще со времен работы топливно-энергетическим вице-премьером прекрасно ориентирующаяся в шахтерской тематике, неожиданно много и подробно говорила о том, что нужно сделать для отрасли. Она, как обычно, обернула это в патетическое «чтобы шахтеры снова могли гордиться своей профессией, а дети шахтеров мечтали пойти по стопам родителей». Но, тем не менее, были предложены весьма рациональные шаги и действия.
Как известно, в Донецкой и Луганской областях тарифы на услуги ЖКХ взлетели практически так же, как в столице. Только вот при расчетах новой стоимости услуг никто не принимал во внимание, что официально бедных (людей, чьи доходы ниже минимального уровня) в Киеве всего 8%, а в Луганской области их почти 40%, и каждый четвертый житель региона считается крайне бедным. Официально депрессивными считаются аграрные районы севера области, но куда более удручающее впечатление производят «хрущевки» без водопровода и канализации, заброшенные многоэтажки в шахтерских городах.
Конечно, Стаханов нельзя отнести к самым проблемным городам региона, но, тем не менее, все они – шахтерские города Луганской области, которые возникли в 20 столетии и представляют собой примерно одинаковое зрелище. Принципиально различаются только 2 типа нынешних шахтерских городов. Первый – это города, где шахты закрыты и работать негде, а второй – где либо работают шахты, либо они закрыты, но люди смогли найти работу на других производствах. Вдобавок все шахтерские города области сосредоточены на юге, где нет запасов питьевой воды. Воду подают из других частей области по многокилометровым и изношенным на 60-80% водоводам.
Соответственно, вода подается через день, один магазинчик на микрорайон, высочайшие показатели преступности, особенно среди молодежи, эпидемия туберкулеза и самогон в каждом дворе – власть за последние 10 лет продемонстрировала всю глубину своей любви к представителям одной из самых тяжелых профессий.
Ни года не проходит, чтобы в шахтах не погибли и не были травмированы десятки людей. Многие из них также знают о том, как продается добытый ими с ежеминутным риском для жизни уголь, и каждый раз, когда к ним по случаю торжества и кровавой аварии приезжают министры или премьеры, просят поднять цену на уголь, чтобы их шахты могли выжить. Это люди, которые действительно готовы на многое, и игривые призывы «защитить свой выбор» принимали всерьез. Это люди, которые привыкли, что их «генералы» ездят на роскошных авто, а они – толкаются в вонючих «ЛАЗах».
И шахтеры боятся приватизации в углепроме – по крайней мере в таком ее виде. Они боятся даже говорить об этом. Особо активные профсоюзные деятели периодически набираются смелости и делают какие-то заявления. Но куда же они смотрят, когда на государственных угледобывающих предприятиях не соблюдаются даже минимальные госгарантии?
Поскольку всегда считалось, что газифицировать шахтерские поселки вовсе не обязательно, потому что шахта вполне может обеспечить своих рабочих топливом, все затраты на это теперь легли на плечи предприятий. Хотя в Луганской области есть и такие дотационные, объемы добычи на которых не позволяют даже собственных горняков обогреть, не говоря уже об обеспечении энергетической политики государства.
В 2005-м, когда Виктор Ющенко в качестве президента поздравлял шахтеров с созданием профильного министерства, он заговорил о приватизации в углепроме, приводя в пример опыт других государств. Скрытая приватизация углепрома давно состоялась – также, как раздерибанены земли вокруг городов. Сейчас если шахта – перспективная, с запасами, — еще не имеет за спиной контору, которую чиновники любовно называют «инвесторами», то значит, что она уже перед какой-нибудь другой конторой в долгах.
Последний пример: в сентябре 2006 года, через месяц после возвращения Януковича к власти и за день до назначения нового губернатора в Луганской области, были сменены все первые руководители всех угольных ГП в области – как успешных и экономически сбалансированных, так и аутсайдеров. Каждый раз, когда министр посещал область, ему жаловались и сами горняки, и атаковали вопросами журналисты: «Почему? Для чего это было сделано?»
Сам министр последовательно отрицал политическую составляющую этой кадровой ротации и на вопрос о том, почему на два прибыльных предприятия первыми руководителями назначены депутаты донецкого облсовета от ПР, всегда отвечал невнятно и загадочно. За это время самое лучшее угольное ГП – «Ровенькиантрацит» – снизило объемы добычи в два раза. Несколько месяцев шахтеры не получали премий (а это как минимум ползарплаты).
– Мне известно о ситуации в ГП «Ровенькиантрацит»: предприятие практически уничтожают. Значительно занижена стоимость угля, а оборудование предприятие покупает в четыре раза дороже его реальной стоимости, вследствие такого экономического террора накапливаются долги перед бюджетом, предприятие уже на грани банкротства. Я хочу обратиться к шахтерским коллективам: если еще где-то есть такие же проблемы, расскажите нам об этом, чтобы мы могли защитить предприятие на высшем уровне, мы не дадим закрывать ваши шахты, — отметила Юлия Тимошенко, выступая на митинге в Стаханове.
Она обещала присутствующим провести ревизию распределения средств в отрасли за последние 5 лет. Она говорила, что будет отслежена каждая копейка: кто и как ее тратил, почему люди в городах, где закрыты шахты, «оказались на улице» и куда подевались «миллиарды гривен, выделенные на социальную сферу».
Конечно, Тимошенко на Донбассе до сих пор воспринимают с определенным недоверием. Но даже в шахтерских городах, которые еще год-полтора назад повально голосовали за регионалов, уже сейчас заинтересованно слушают лидера БЮТ. Возможно, они наконец-то услышат альтернативную точку зрения.
Тысячи людей, которые в выходной, в праздничный день пришли посмотреть на ту, чье выступление еще три года назад в этом же городе пытались заглушить автомигалками, слушали Тимошенко на 40-градусной жаре очень внимательно.
К слову, Луганская область в 90-х считалась областью «красных» – коммунисты и даже социалисты здесь всегда были в фаворе. В 2002-м область подмяли под админресурс «заедистов», в 2004-м – под «единого-тому що-конкретного кандидата». Именно тогда и сформировались в «восточных воротах Украины» основные представления о тех, кого сегодня называют ТОП-политиками.
Сейчас, несмотря на то, что регионалы планируют прирастить проценты народной любви, к альтернативным политсилам в регионе относятся уже по-другому – нет такого массового и категоричного отрицания. Первым звоночком того, что девальвация бело-голубых идей уже началась, стали местные СМИ: луганские газеты не стесняются жестко критиковать «отцов области» за популизм и бездеятельность, а правящую Партию регионов – за игнорирование интересов луганчан на всеукраинском уровне.
Теперь, похоже, и простые луганчане переживают переоценку политических ценностей. Видимо, регионалы здесь – в своей вотчине, электорат которой они считали уже надежно «приватизированным», – просчитались не в словах, а в действиях…