26.01.2007 14:52
Застой по-лугански
"НОВОСТИ.dn.ua"
Великий русский историк Карамзин говорил, что если поскрести русского явится татарин, намекая на азиатское прошлое государства Российского. Если поскрести среднестатистического жителя Луганской области нам явится типичный советский человек эпохи «застоя». Идеалы эпохи Брежнева по прежнему живут в умах, как простых граждан, так и людей претендующих на звание местной элиты. Если считать парламентские выборы коллективной проекцией подсознательного, то луганчане получили, то чего хотели – область под руководством одной правящей партии погрузилась в спячку. Проблема одна – «застой» в Советском Союзе вызвал к жизни перестройку и уничтожение советского строя. Луганскую «стабилизацию» в будущем ждет подобное. Но обо всем по порядку….
Химеры из дома с шарами
Домом с шарами в Луганске называют резиденцию губернатора и председателя областного совета. Сегодня в этом здании воцарился мир и покой, пришедший на смену двухлетнему противостоянию губернаторов – представителей Президента и местной олигархии, засевшей в облсовете. Сегодня и губернатор, и председатель облсовета из одной партийной колоды.
Губернатор Александр Антипов пришел во власть из налоговой инспекции, которую он возглавлял при бывшем губернаторе Александре Ефремове. Человек малопубличный, он своим постом во многом обязан повторному возвышению Николая Яновича Азарова, у которого, по слухам, Антипов находится на хорошем счету.
Председатель областного совета Валерий Голенко долгие годы верой и правдой служил «тенью» у председателя облсовета, а ныне нардепа Виктора Тихонова, был его оруженосцем и правой рукой. Параллельно вел делишки по части нефти и газа с российскими товарищами.
Обоих «первых руководителей» объединяет одно – это достаточно слабые лидеры, находящиеся фактически в роли смотрящих за областью от подлинных хозяев региона – номенклатурного дуэта Александр Ефремов – Виктор Тихонов. Эти двое - местная легенда – практически из любых областных начинаний, будь-то в бизнесе или в политике, торчат их плохо скрытые уши. Они числятся в числе учредителей даже областной детской организации. Тандем – губернатор Ефремов и председатель облсовета Тихонов рулят областью фактически с 1998, создав в ней мощный номенклатурно-олигархический клан, слепленный по лучшим брежневским образцам. Расцвет «ефремовщины» пришелся на 2002, когда на парламентских выборах, с помощью админресурса, местные бонзы организовали победу в Луганской области блока «За Единую Украину!». Отметим, что еще на президентских выборах 1999 Луганщина с ощутимым перевесом поддержала Петра Симоненко, что едва не стоило Ефремову кресла.
Одновременно в 2002-2003 стали пиком противостояния «луганских» и «донецких». В луганской печати в это время активно муссировалась тема, якобы исходящей от Донецкой области инициативы о поглощении Луганщины. Усиление «донецких» после назначения Януковича, вызвало тревогу у местной элиты, как и затянувшаяся ситуация с назначением преемника Кучмы. Тогда в январе 2004 луганская номенклатура сделала ход конем – на собрании «лучших людей города» было озвучено предложение о выдвижении Леонида Кучмы на третий срок. Янукович инициативу запомнил – летом 2004 он приехал на Луганщину с твердым намерением сменить Ефремова на своего человека. Неофициальные источники называли тогда имя Валерия Коновалюка. В каком формате проходили переговоры «донецких» и «луганских» неизвестно, но очевидным стал факт - с середины 2004 луганская элита согласилась на роль младших братьев «донецких», и вся ее дальнейшая политическая активность шла в фарватере прославления единого и неделимого кандидата ВФЯ.
Сейчас Ефремов и Тихонов получают дивиденды от «выбора»-2004 – оба они, а также самые близкие их соратники, стали депутатами Верховной Рады по спискам Партии Регионов, передав власть в области надежным людям.
Однако лояльность нового губернатора своим покровителям в последнее время вызывает все большие и большие сомнения. Так, многим наблюдателям знаковым показался момент, что при формировании своей команды Антипов на ключевые должности, связанные с экономикой, поставил не людей Ефремова и Тихонова, имевшихся в избытке, а своих собственных выдвиженцев.
Не меньшее недовольство у «хозяев губернии» вызывает и слишком активный мэр города Сергей Кравченко. Его кандидатура явилась результатом больших закулисных торгов между различными течениями внутри луганского отделения ПР, и до самой последней минуты Кравченко пытались заменить более сговорчивым кандидатом. Доходило до того, что во время избирательной кампании Ефремов и Тихонов не препятствовали появлению в подконтрольных им СМИ, негативных материалов о Кравченко, а другой влиятельный луганский регионал Владимир Ландик, брат хозяина донецкого концерна «Норд», не скрывал своих симпатий к главному оппоненту Кравченко молодому «прооранжевому» бизнесмену Владимиру Медянику.
Впрочем, все это противоречия внутри правящей партии, неизбежные в условиях, практически однопартийной системы, когда в Луганском облсовете по итогам прошлогодних выборов из 120 депутатов – 100 регионалов, а в рамках политпроекта Партия Регионов на Луганщине объединились люди зачастую с самыми противоположными интересами. Обывателям эта борьба не видна, как не знали советские люди про разборки в Политбюро ЦК КПСС. На политической поверхности Луганщины царит мертвый штиль, мало напоминающий о бурях, кипящих в парламенте.
Боевой гопак оппозиции
Что же оппозиция? Сокрушительное поражение всех партий оранжевого спектра на Луганщине, стало для многих моментом истины, ведь за Партию Регионов на Луганщине проголосовали 72%. То есть больше, чем даже в Донецкой области.
Из поражения был извлечен по крайней мере один урок – в течении двух послереволюционных лет, сторонники «оранжевой революции» мало сделали для того, чтобы изменить о себе мнение в лучшую сторону. Парторганизации постоянно сотрясали скандалы, в прессу выплескивалась информация о коррумпированности или преступном прошлом партийных вождей, в рядах новой влады оказалось слишком много случайных людей, после марта 2006 разбежавшихся как тараканы.
Одним из главных позитивов, которые можно найти в поражении оранжевых – это смена неадекватных лидеров. Так, областную организацию БЮТ вместо нардепа Александра Борзых, перебежавшего в парламенте на сторону антикризисной коалиции, возглавил также нардеп, ректор Луганского педагогического университета Виталий Курило, стоявший у истоков национал-демократического движения на Луганщине. Перемены произошли и в «Нашей Украине», свои полномочия главы облорганизации сложил скандальный бизнесмен Андрей Недовесов, рассекавший по городу на бумере с оранжевой подковой на номерах, и дискредитировавший своим видом «идеалы Майдана», лучше всякого «черного пиара».
Смена власти произошла и у местных социалистов, начисто продувших выборы – 1,5% голосов и ничтожное представительство в райсоветах. Луганским обкомом уже 15 лет, с момента основания партии руководил Владимир Сулименко. За это время последователь идей социализма успел обзавестись несколькими копанками, приносившими ему солидный доход. Юрий Луценко, в бытность министром внутренних дел, в беседе с автором этих строк говорил, что человек крышующий копанки не может одновременно руководить парторганизацией СПУ. Однако Луценко ушел из партии, а Сулименко устоял. Точку в его партийной карьере поставил визит Александра Мороза в Луганск в декабре прошлого года. Новым вождем социалистов стал нардеп Алексей Кунченко, имеющий самое непосредственное отношение к гиганту луганской индустрии - химзаводу «Азот» в Северодонецке.
Поражение на выборах минимизировало влияние «оранжевых партий» на власть. Практически все назначенцы новой власти уже уволены или находятся в положении исполняющих обязанности. В городском и областном совете представительство получил только БЮТ на уровне 5-6 депутатов, в основном крупных бизнесменов, не решающихся на радикальные выступления против регионалов, опасаясь за свои «статки».
Однако и у оппозиции появился свой боевой гопак – борьба против повышения коммунальных тарифов. Тема вполне подходящая для митингово-уличной активности и разгромных публикаций, перед новым годом НСНУ даже пыталась ставить палатки напротив горсовета. Но переоценивать протестные настроения луганчан не стоит, хотя большинство из них недовольно тарифами, бороться против власти, тем более под знаменами непопулярных сил никто явно не собирается. Что придает потугам оппозиции нотки комизма.
Застой, в который погрузилась Луганская область, сейчас не работает на оппозицию, а скорее наоборот. Сейчас луганчане больше не верят политикам, особенно тем, которые выступают на митингах.
Константин Скоркин
|
Слава Партии Регионов!!!
Кто этот Скоркин?Скоро журналистикой и социологией у нас будут заниматься все, кто потерял работу в связи с профнепригодностью...
ДОСТАЛИ вы со своими продажными партиями с Ющенко Темошенко Янукович одна херня власть деньги вытоге нечего святого Людям жить нормально не дают Устроить бы им запорожскую сечь выпороть говнюков что бы своих не кидали
Костя, хорошая статья, главное в точку, как красная ткань для быка....