Оперативная поставка новостей Луганска и Луганской области, шахтерского края, расположенного в восточной части Украины - Донбассе (Донецком бассейне).
Главные рекомендуемые рубрики: новости города Луганска и всей луганской области, общественная жизнь областного центра, деловые и торговые отношения бизнеса и услуг. новости Украины, России и всего мира,
новости всемирной сети интернет, новости шоу-бизнеса и жизни знаменитостей, интересные новости общества, видео новости.
1
Главное средство массовой информации о самом главном в жизни края.
Луганские новости
Луганские новости:
21.03.2006 09:39
Москаль – не чарівник, или Один день с губернатором Луганщины
Председатель Луганской обладминистрации Геннадий Москаль 18 марта отмечал четыре месяца пребывания на этом посту. В самом Луганске, правда, точной даты подписания президентского указа никто и не упомнит. Говорят так: «Как раз под выборы Москалю четыре месяца будет».
Несвадебный генерал
В декабре прошлого года Москаль сменил здесь ставленника Юлии Тимошенко Алексея Данилова. Тот получил должность по традиционной для первых дней «оранжевой» власти схеме – в награду за руководство областным штабом коалиции «Сила народа». Хотя результаты по области на уровне 5-6% за Виктора Ющенко (при том, что в конце лета социология давала ему порядка 17%) показали, что ни толковой агиткампании, ни противодействия админресурсу в регионе коллектив Данилова наладить так и не смог.
Однако в падении Данилова роль сыграло не это, и даже не неоднозначные результаты его хозяйственной деятельности. Он стал в первую очередь жертвой «зачистки» сторонников Тимошенко по всей властной вертикали, тянувшейся в течение нескольких месяцев после отставки ее правительства. А по иронии судьбы, в известной степени жертвой того скандала стал и его преемник. Поскольку на губернаторство генерал Москаль был переведен с явным понижением: до росчерка президентского пера он был заместителем министра внутренних дел – начальником криминальной милиции страны.
Оказавшись на этой, пока наивысшей в своей карьере, ступеньке в феврале 2005 года, Москаль заполучил полчища заклятых врагов (многие из которых, впрочем, имели с ним конфликты и в предыдущие годы), а также – клеймо «человека Порошенко».
Именно Москаля оппозиция, особенно социал-демократическая (о), называла главным исполнителем «политических репрессий». А некоторые искренние сторонники этих «репрессий» - наоборот, едва ли не их тайным саботажником.
В случае с Москалем-губернатором Президент Ющенко раздумывал на удивление недолго: его назначили всего лишь через десять дней после снятия предыдущего главы области. С одной стороны, это стало определенным «плюсом» для политиков, связанных некоторыми общими интересами и, главное, взаимопониманием в весьма условную «группу Порошенко». Именно их имеют в виду сторонники Данилова в регионе, когда не устают повторять, что при нем программа борьбы с контрабандой выполнялась со страшной силой – ловили целые грузовики валюты и товары на миллионы долларов – а при Москале это якобы прекратилось.
Поскольку меняли в области наряду с губернатором и начальника СБУ, а Луганщина вообще слывет одним из «окон» контрабанды, то в сохранении контрабандных потоков горячие головы видят заинтересованность «больших людей». Называют экс-секретаря Совбеза Петра Порошенко и его преемника Анатолия Кинаха (кстати, куратором области от «Нашей Украины» является еще один, традиционно связываемый с Порошенко, политик – экс-министр МинЧС Давид Жвания).
С другой стороны, уход Москаля из МВД стал символичным жестом Президента в сторону оппозиции (труднее сказать, какой – «сине-белой» или «оранжевой» тоже).
С уверенностью говорить о том, где чьи интересы на Луганщине, нелегко: заводы приблизившегося к Президенту ИСД, северодонецкий «Азот», интересующий и ПППУ Кинаха, и социалистов Мороза, интересующая всех граница и интересующие многих шахты (а также – сами по себе – миллиарды, выделяемые государством на их поддержание) – сильный коктейль из власти и собственности, в котором легко утонуть не подготовленному человеку.
Именно поэтому Луганщина – в некотором роде логичное назначение для Москаля. Во всяком случае, с политической точки зрения. Напомним две вехи биографии генерала: во второй половине 90-х он снискал славу во время «умиротворения» криминалитета в Крыму, а аккурат под выборы 2002 года был назначен главой Закарпатской обладминистрации, где умудрился-таки поднять рейтинг пропрезидентской «ЗаЕды» - и, как говорят, понизить показатели не только «Нашей Украины», но и СДПУ (о), которой Леонид Кучма якобы уже тогда небезосновательно побаивался.
В то же время, слава крымского опыта оказалась весьма неоднозначной. Во-первых, именно тогда генерал Москаль доказал, что он действительно человек принципа – и этим принципом является выполнение даже беспринципных приказов вышестоящих. Во-вторых, именно тогда стало ясно, что Геннадий Геннадиевич не чужд любви к славе.
На скандальные заявления Москаль не скупится. Когда замглавы СДПУ (о) Нестор Шуфрич напомнил о том, как при руководстве Москаля днепропетровской милицией к визиту Президента Кучмы из города «удалили» бомжей, часть из которых затем погибла (их разместили на барже, на которой случилось ЧП), генерал публично пожалел, «что Шуфрича не было на той барже». А когда партия «Единая Россия» передала гуманитарную помощь в замерзающий Алчевск, губернатор Москаль резко раскритиковал россиян за попытку делать политическую рекламу на трагедии. Понятно, реклама в этом была – но трудно сказать, что в симпатизирующем России краю такие заявления представителя власти добавили очков этой власти…
При всем этом неоднозначный имидж, как уже говорилось, тоже является для генерала оружием. Только Москаль может дожидаться теплых дней, чтобы с гордостью надеть на прогулку по Луганску купленную во Львове футболку с надписью «Дякую тобі, Боже, що я не москаль». Пяти минут общения с губернатором хватает, чтобы увериться: он так и сделает. Если, конечно, еще будет работать в Луганске, когда настанут теплые дни.
Все, что ни делается – к лучшему… результату на выборах?
Если о руководстве Закарпатьем Геннадий Москаль, несмотря ни на что, сохранил хорошие воспоминания, то с Луганском так будет вряд ли. Это – две противоположности. Даже в географическом плане: Закарпатье – самая западная область Украины, Луганщина – самая восточная. Хотя благодаря этому оба региона объединяет проблема контрабанды.
Притчей во языцех стал ужас новоназначенного губернатора после первого выезда в районы, большинство из которых занимают шахтерские поселки. Говорят, «генерал-губернатор» все время сравнивал провинцию индустриального края с «западенщиной», где «денег меньше, зарплаты меньше, а люди живут как люди, не то, что здесь». Говорят также, что эти слова губернатора его политические оппоненты приводили избирателям в качестве доказательства того, что при нынешней власти средства Востока якобы перекачиваются в пользу любезного сердцу «оранжевых» Запада страны.
Москаль уверен, что люди все же помнят: точно такая же разруха, как сейчас, в области была и при прошлой власти. Его работа, похоже, во многом сводится именно к тому, чтобы напоминать об этом – и, соответственно, подчеркивать, что нынешняя власть о решении проблем заботится изо всех сил.
…Чтобы пройти в обладминистрацию, не нужен пропуск, нет и металлодетекторов на входе – это принципиальная позиция Москаля, которой он придерживается во всех своих «губернаторствах». В его кабинете – традиционный портрет Президента Ющенко (у предшественника Данилова, кстати, имелся и портрет Тимошенко, причем с дарственной надписью), неизбежные напольные часы и столь же неизбежная карта области. Никаких сабель на стене, портупей с личным оружием, зарослей рододендронов и т. п.
Ах, да, еще из неизбежного – три иконы на столике под стенкой. Впрочем, в целом кабинет выдержан в современном «крупнобюрократическом» стиле, с внушительной мебелью, современным плоским телевизором и огромным количеством документов, лежащих не то чтобы в беспорядке, а скорее так, что видно – здесь с ними таки работают.
Сам Москаль в день приезда корреспондента «Главреда» в регионы не едет – работает в городе. Он приходит на работу в семь утра с минутами, читает и подписывает «на свежую голову» документы. В девять начинается совещание по лифтовому хозяйству. Эту проблему губернатор поднимал и на последнем заседании Кабмина, поскольку в области на 25 жителей приходится 10 пенсионеров, и огромное их количество вынуждено ходить на верхние этажи пешком – в регионе не работает почти половина лифтов… Но в предвыборное-то время пенсионеры – это в первую очередь электорат. А судя по докладу начуправления жилкоммунхоза Валерия Алешкина, на 1 марта только в областном центре не работал каждый четвертый лифт. Причины – недофинансирование, истечение сроков эксплуатации и разворовывание деталей лифтов, сделанных из цветных металлов.
Губернатор ни о каких причинах слышать не хочет:
- Для музея вы их (неработающие лифты – Авт.) держите, что ли?!
Обращается он при этом главным образом к заместителям мэров – сами градоначальники области совещание в основном игнорируют. Губернатор не упускает возможности прокомментировать этот факт: по его мнению, мэрам «интереснее выборы, чем проблемы избирателей». Но пригрозить хозяевам городов и весей можно и дистанционно: «Мы продолжим эту тему с первыми руководителями после выборов», - говорит он, упирая на слово «первыми». – «Если, как говорят, знаете, гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе. С палкой!».
Решают (вернее, губернатор решает) сойтись на том, что в самом Луганске на жилкоммунхоз изыщут 58 миллионов из городского бюджета. «Остальное ищите сами», - советует Москаль.
Следующее мероприятие – встреча с деятелями культуры и искусства, на которую пригласили и артистов, и художников, и кого угодно. Основная проблема, кроме хронического недофинансирования, – катастрофическая ситуация со зданием областной филармонии. Это тоже вопрос политический, на котором разные политические силы города уже делают свою рекламную кампанию.
Встреча носит праздничный характер, поскольку приурочена к грядущему Дню работников культуры и аматоров искусства. По этому поводу участникам встречи вручаются грамоты от обладминистрации, стол уставлен цветами, после совещания все дружно фотографируются.
За одним столом здесь сходятся коллективы русского драматического и украинского музыкально-драматического театров – главных в регионе. Никаких особых дискуссий по поводу языков или вообще какого-либо «культурного противостояния», однако, не происходит: у всех одни и те же жалобы ко власти и на власть. Губернатор же, со своей стороны, разговаривает с каждым на его языке.
При этом «Москаль в русской версии» звучит с сильнейшим украинским акцентом. Но здесь к этому привыкли: в конце концов, русский прононс лидеров тех же «Регионов», которые являются здесь пусть не руководящей, но популярнейшей политической силой, тоже обычно оставляет желать много лучшего.
Третье мероприятие в это день – совместное с министром образования Станиславом Николаенко совещание с директорами общеобразовательных школ региона. Опять же – совершенно стандартные проблемы, опять же – награждения грамотами и листами благодарности. Губернатор делает ключевым тезис о приравнивании учителей к государственным служащим: «Если учитель – ключевая личность общества, то он является государственной личностью. Если учитель учит детей на государственнических позициях, то он должен иметь статус государственного служащего», - подчеркивает Москаль. Директора согласно аплодируют. Хотя явно понимают, что данный вопрос – не компетенция губернатора, да и присутствующий министр неизвестно как долго еще пробудет в этой должности.
Публичная активность Геннадия Москаля в Луганске, насколько можно судить, основана на трех принципах: а) чаще употреблять слово «государственнический», б) браться только за проблемы, действительно волнующие людей, в) особенно если на этих проблемах одновременно можно сделать хорошую рекламу.
Реклама эта ни в коем случае не должна быть навязчивой. Пример: недавно глава Луганщины стал первым украинским губернатором, принятым Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ. Этот факт был старательно донесен до сведения избирателей – но исключительно в том контексте, что губернатор по просьбам верующих испросил у Патриарха для Луганщины икону с частицами святых мощей. Даже новость об этом на сайте ОГА названа «У Луганщины будет своя святыня-оберег» - а не, скажем, «Геннадий Москаль вершит дела зело богоугодные».
Столь же последовательно до граждан доносятся и действия губернатора относительно погашения долгов по зарплате (некоторыми предприятиями области уже занимается прокуратура), ветеринарного контроля, поездок по районам, налаживания связей с соседней Воронежской областью и правительством Москвы, в общем, всего, чего угодно. Такой пиар, пожалуй, отличается от привычного нам на всеукраинском уровне тем, что речь на местах обычно идет о вполне конкретных и понятных гражданам вещах. Возможно, вследствие этого Москаля на Луганщине не всегда любят даже сторонники, но нередко уважают даже оппоненты.
Генеральное сражение «сепаратистам»
Хотя досконально разобраться в происходящем в регионе, прибыв извне, невозможно. Тем более, что основная политическая борьба здесь, как и во многих других областях, развернется за овладение местной властью. Недаром в полумиллионном городе гораздо больше, чем в Киеве, агитационных плакатов и биг-бордов, и львиная доля их касается кандидатов в мэры, областной и городской совет. Недаром и сам Москаль ведет список НСНУ в облсовет, а не в парламент.
В кандидатах в мэры города, что называется, сам черт ногу сломит. Экс-губернатор (и, кстати, бывший мэр) Алексей Данилов, поразмыслив, отказался от участия в гонке, предпочтя место в списке БЮТ в ВР. Зато его ставленником считается имеющий определенные шансы бизнесмен Владимир Медяник. Последний, в свою очередь, был главой городской организации НСНУ, но, тяготея к БЮТ, лишился этой должности.
Действующий городской голова Евгений Бурлаченко, полковник СБУ, остается сильным кандидатом, несмотря на падение своей популярности – как потому, что не слишком много сумел сделать за четыре года мэрства, так и из-за перехода под знамена «оранжевой революции». Из-под которых он к тому же быстро бежал, когда стало ясно, что с политическими репрессиями у этой власти не то, что у прошлой.
Губернатор Москаль уверяет, что поддерживает с мэром конструктивные рабочие отношения. В действительности два чиновника могут, например, провести совместную инспекцию какого-либо предприятия – но в то же время постоянно оппонируют друг другу, например, относительно вопроса продажи земли (Москаль категорически «за», так как ее все равно фактически приватизируют через аренду на 49 лет, но гораздо дешевле; Бурлаченко – последовательно «против», так как это не соответствует менталитету местного населения, и надо проводить местный референдум).
Ставленник Партии регионов, глава Каменнобродского района Сергей Кравченко – личность, которую, наверное, можно вполне описать первыми тремя словами этого предложения. В его телеролике кандидата «благословляет» сам Виктор Федорович. Этого весьма немало для города, в котором сине-белых флажков на автомобилях ненамного меньше, чем было оранжевых в Киеве в дни Майдана.
В то же время Луганск – не Донецк. Если лидеров местных «регионалов», экс-губернатора Александра Ефремова и главу облсовета Виктора Тихонова, здесь знают и оценивают независимо от их партийной принадлежности, то для менее серьезных людей даже принадлежность к той же партии не является гарантией светлого политического будущего. Не зря тот же губернатор Москаль, высказывая свою частную гражданскую позицию в отношении «Регионов» никогда не забывает подчеркнуть, что партия это «донецкая». Так сказать, «в Луганске не будет донецкой власти!». Некоторым нравится.
Кстати, о Ефремове, Тихонове и облсовете. Оба лидера местных «регионов» (г-н Ефремов возглавляет местный штаб партии), как известно, были активными фигурантами Северодонецкого съезда. Это не добавляет им симпатий к нынешнему руководителю области, активному участнику так называемых «политических репрессий» весны-лета 2005 года. Противостояние идет на всех направлениях: уже месяца два, например, продолжается заочная дискуссия политиков в местных СМИ по поводу того, в самом ли деле Киев отбирает деньги у региона, или, наоборот, только госбюджет и поддерживает область на плаву.
Как считается в Луганске, Виктор Тихонов, восьмой номер списка ПР в парламент, перейдет в депутаты, а Александр Ефремов, тоже, впрочем, находящийся в двадцатке партии Ахметова-Януковича, может претендовать минимум на главу будущего облсовета, а то и на возвращение в губернаторское кресло.
Перспективы «Регионов» на местных выборах выглядят весьма неплохо. В то же время сегодня, например, самой крупной фракцией облсовета является фракция «Нашей Украины», а 33 «регионала» отстают на дюжину депутатских «штыков», занимая только второе место. Это многое говорит о все том же губернаторе Москале, в «вотчине» которого, как ни крути, не произошло чего-нибудь подобного решению Харьковского горсовета о придании русскому языку статуса официального.
С другой стороны, не следует забывать и историю последнего голосования по лишению неприкосновенности все того же Тихонова (прокуратура упорно желает привлечь его по «делу о сепаратизме»). Тогда «за» проголосовали только 2 человека, да 26 воздержались от голосования. Это – чуть больше половины всего состава одной только «нашеукраинской фракции»… А ведь в облсовете есть еще и социалисты, и БЮТ.
В этом смысле будущий облсовет, какие полномочия ему ни дай, будет так же, как и нынешний, управляться «большинством перебежчиков», которые будут группироваться вокруг центров силы. Соответственно, «миссия Москаля» с этой точки зрения – быть, на время выборов и некоторый период после них, одним из таких центров. Пусть не главным (это просто нереально), но хотя бы в достаточной мере альтернативным центру Тихонова-Ефремова.
Насколько эта миссия окажется (не)выполнима – покажет уже самое ближайшее будущее.