.
Луганские новости
Луганские новости:
15.09.2005 07:45
Майдан-2, или Что произошло в Северодонецке

From-UA

Драматическая отставка Кабмина, резкие пикировки высокопоставленных чиновников сделали менее заметными другие...

...острые события – в частности, события в Северодонецке Луганской области.

Что же там произошло на самом деле?

В течение 5-ти суток ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» находилось на осадном положении. В ночь с 1 на 2 сентября 2005 года завод был захвачен военизированными формированиями численностью около 200 человек, включая спецподразделения. Силовая акция и последующее за ней грубое вмешательство в деятельность закрытого акционерного общества вызвали активное сопротивление коллектива. На предприятии был создан стачком, и люди вышли на бессрочный митинг к зданию заводоуправления. Пять дней длилось противостояние, пока сам Президент Виктор Ющенко не направил на его урегулирование главу Фонда государственного имущества Валентину Семенюк и министра промышленной политики Владимира Шандру. Объективно разобравшись в ситуации на месте, поняв, что никаких оснований для захвата предприятия и, тем более, ввода вооруженных формирований нет, 6 сентября они приняли решение о выводе с «Азота» военизированных групп и возвращении на рабочие места специалистов ЗАО. Ситуация возвратилась к исходной, т.е. к состоянию на 1 сентября.

Возникает естественный вопрос: кто и зачем затеял эту провокацию? Зачем 11-тысячный коллектив пять суток стоял на площади? Для чего взбудоражили 100-тысячный Северодонецк, ведь ЗАО «Азот» является здесь градообразующим предприятием?

Вся эта история берет свое начало еще в 1998 году, когда монопольное право на поставки электроэнергии для СГПП (Северодонецкое государственное производственное предприятие) «Объединение «Азот» получила компания «Луганскоблэнерго», контролируемая (по информации, распространенной в сети) Константином Жеваго (группа «Финансы и кредит»). Фирма выстроила уникальную схему накопления долгов перед энергетиками, позволявшую через некоторое время купить химическое предприятие за бесценок. Но это Константину Жеваго сделать не удалось, т.к. по решению судов, включая и Высший арбитражный суд Украины, у него были изъяты незаконно приобретенные 35 процентов акций «Луганскоблэнерго». Жеваго потерял контроль над энергетической компанией, а поставленный им генеральный директор Курбацкий был освобожден от должности за злоупотребления. После этого «Азот» вел финансово-хозяйственные отношения с новыми руководителями «Луганскоблэнерго», представляющими интересы государства. И к нему у энергетиков уже не было никаких претензий, т.к. все долги были погашены досрочно, а текущие платежи осуществлялись в срок.

В декабре 2004 года на базе целостного имущественного комплекса СГПП, находившегося в режиме санации, Фонд государственного имущества и американская компания «Worldwide Chemical LLC» создали Закрытое акционерное общество «Северодонецкое объединение «Азот». Инвестор обязался выделить $120 млн. предприятию, и первые $60 млн. поступили еще в декабре 2004 года. На эти деньги было закуплено современное оборудование и начата большая реконструкция основного производства. Завод значительно увеличил объем выпускаемой продукции и после 8-ми лет кризиса вновь заработал стабильно.

Однако, когда ЗАО стало работать успешно, Константин Жеваго попытался снова «урвать кусок от хорошего пирога». Он разыскал уволенного из «Луганскоблэнерго» в 2000 году Курбацкого. Используя недобросовестность отдельных судей, они инициировали судебный процесс о якобы незаконности создания ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот».

Судьям Печерского районного, а затем Апелляционного суда г. Киева, несмотря на возражения представителей министерств и ведомств, несмотря на то, что суды общей юрисдикции вообще не имели права рассматривать этот вопрос, удалось принять сомнительные решения о незаконности создания ЗАО. Причем оба суда проходили в отсутствии ответчика – иностранного инвестора. Пусть это будет на совести тех судей, которые принимали решения, а мы проследим правовую линию дальше.

2 других суда – Стахановский городской суд Луганской области и Городоцкий районный суд Львовской области – приняли решения, вступившие в силу, о правомочности создания и законности государственной регистрации закрытого акционерного общества, Генеральная прокуратура, разобравшись в деле и обнаружив многочисленные нарушения законов Украины, опротестовала решение Печерского и определение Апелляционного судов и подала кассационную жалобу в Верховный суд. Действия прокуратуры поддержал Фонд государственного имущества. Министерство юстиции распорядилось остановить исполнительное производство по решению Печерского суда до завершения рассмотрения его в Верховном суде. Свое разъяснение Минюст направил во все министерства и ведомства. Президент Ющенко во время посещения Луганска 22 августа заверил: «Я гарантирую, что ни разу не поднял трубку и не позвонил председателю Верховного суда и не сказал о том, какое нужно принять решение». И несмотря на это, группе «заинтересованных» высокопоставленных лиц все-таки удалось спровоцировать силовой захват «Азота».

Остается загадкой, чьим мнением руководствовались министр промышленной политики Владимир Шандра, подписывая 29 августа 2005 года незаконный приказ о вступлении в должность генерального директора СГПП Владимира Ляхова, и председатель Луганской облгосадминистрации Алексей Данилов, заявляя о переходе «Азота» под контроль государства. Похоже, что не президентским, если самовольно приняли на себя миссию высшей инстанции. Создав прецедент беззакония, они подготовили почву для дальнейшего произвола. Словно чувствуя неладное, представители цехов и подразделений завода уже 30 августа шли к заводоуправлению с транспарантами, обеспокоенные обстановкой, напоминающей больше демонстрацию силы, а не цивилизованный порядок назначения руководителей. Но «новопредставленный» директор заявил: «Министерство назначило меня генеральным директором той части «Азота», которая осталась после создания ЗАО в качестве государственного предприятия». Это несколько успокоило коллектив, так как, казалось, он понимает, что ЗАО – это самостоятельное юридическое лицо. Однако слова господина Ляхова разошлись с его делами.

2-го сентября под покровом ночи военизированные формирования под руководством представителя Минпромполитки и Ляхова захватили здание управления ЗАО и блокировала центральную и товарную проходные. Военизированная группа силой, без соблюдения необходимых юридических и технических процедур, сместила председателя правления, председателя наблюдательного совета, технического директора ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот», парализовала работу отделов, оперативных и диспетчерских служб. Назначенный руководить коллективом из 60-ти человек, директор СГПП Ляхов в один час чуть было не остановил деятельность целого 11-тысячного коллектива акционерного общества. Не без помощи, конечно, заинтересованных сторон. А на обещания Президента страны, что проблема «Азота» решится исключительно в правовом поле, «захватчики» попросту наплевали.

Хотя при чем тут, собственно, Ляхов? Он же пешка в большой игре, отказался даже отвечать за безопасность «взятого» им предприятия. А бойцы, захватившие имущество ЗАО «Азот», такие же граждане Украины, как и все мы, только подвластные приказам. И в ходе длительного противостояния, несанкционированного общения с народом они не могли не проговориться о тех, чью волю исполняют в Северодонецке. В таких разговорах прозвучало немало известных фамилий. Давайте теперь разберемся – почему звучали те или иные имена, и какова роль этих людей в разжигании конфликта.

Выяснилось, что медвежью услугу Виктору Ющенко в эскалации на ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» оказали действительно высокопоставленные «товарищи». Такие, например, как первый помощник Президента (теперь уже бывший) Александр Третьяков. Это он собирал силовые структуры и проводил с ними закрытое совещание. Такие, как народный депутат, первый зам. главы государственной налоговой администрации Николай Катеринчук, который находился в штабе захватчиков и заявлял о том, что якобы Президент принял решение о ликвидации ЗАО.

Звучали имена (также уже бывшего) секретаря совбеза Петра Порошенко, губернатора Алексея Данилова и его заместителей, распространявших ложные сведения о том, что американская компания толкает людей к неповиновению. Не обошлось здесь и без участия охранных структур уже известного в деле «Азота» народного депутата Константина Жеваго.

Результат их действий известен – градообразующее предприятие оказалось на грани остановки, под угрозу экологической катастрофы был поставлен целый регион и миллионы его жителей. Только благодаря настойчивости и благоразумию трудового коллектива, профсоюзного комитета акционерного общества, жителей Северодонецка завод удалось отстоять. За четверо суток «блокады» они ни разу не поддались на провокационные речи о штурме – с одной стороны, о сдаче – с другой. Рабочие и специалисты не остановили ни один агрегат и ни один узел, хотя пришлось значительно снижать нагрузку. Большую выдержку и профессионализм проявили руководители ЗАО: одним пришлось руководить производственным процессом буквально с улицы; другим – отстаивать в эти дни свои права в различных инстанциях, в СМИ.

Итог подвела приехавшая 6-го сентября по поручению Главы государства председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк. Она сказала собравшимся журналистам, что считает победу трудящихся «Азота» продолжением «помаранчевой» революции. На совещании с участием представителей сторон и президента компании-инвестора «IBE Trade Corp.» Алекса Ровта было принято решение о немедленном выводе с завода военизированных групп и возвращении на свои рабочие места легитимных руководителей Валентина Казакова и Алексея Кунченко. Госпожа Семенюк подтвердила, что до рассмотрения дела об акционерном обществе в Верховном суде никто не имеет права вмешиваться в его дела.

Остается вопрос: а кто ответит за эту большую провокацию? Зачем без необходимых решений и какой-либо необходимости посягнули на собственность Фонда госимущества, нанесли ущерб имуществу американской компании «Worldwide Chemical LLC», созданной в соответствии с юрисдикцией США и работающей строго по законодательству Украины, спровоцировали противостояние с трудовым коллективом? Почему в течение пяти суток не принимали мер по защите имущества акционерного общества правоохранительные органы, более того, поощряли захватчиков, пронося им в здание продукты питания и напитки? Кто возместит ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» многомиллионные убытки? На это до сих пор никто не дал ответа.

В контексте визита Виктора Ющенко в Соединенные Штаты шансы американской компании, вложившей в ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» 60 млн. долларов и собирающейся в этом году вложить еще столько же, выиграть процесс представляются достаточно высокими. Накануне группа из 24-х сенаторов и конгрессменов обращалась к Президенту лично с просьбой защитить законные интересы инвесторов. Виктор Андреевич заверил их в том, что «действия украинской стороны будут направлены на решение этого вопроса исключительно в правовом поле». В свете последних событий визит нашего лидера будет включать в себя ряд непростых встреч с американскими деловыми кругами. Ведь именно твердость слова, лично данного высшим руководством, и является главным критерием инвестиционной привлекательности страны с переходной экономикой. Реальным инвесторам нужны справедливые решения, потенциальным – благоприятные сигналы.

Но всем известны и другие проблемы Украины – отсутствие последовательной экономической политики, нестабильность законодательства, коррупция в высших эшелонах власти. Последняя проблема в вопросе с «Азотом» сыграла немалую роль. И в том, что Президент сумеет разобраться, в государственных или в своих частных интересах действовали персонажи северодонецкой истории, можно не сомневаться.

Есть информация из компетентных источников о том, что не только названные выше госслужащие и народные избранники оказывают давление на Министерство промышленной политики, правоохранительные органы и суды различных инстанций.

6 сентября Интернет-газета «Обозреватель» распространила шокирующий документ – письмо председателю Высшего хозяйственного суда от председателя Луганского апелляционного суда А. Зусвич. В нем сообщается, что в период рассмотрения дела о банкротстве СГПП «Объединение «Азот» зам. председателя суда Т. Парамонова была вызвана в Совет национальной безопасности и обороны, где на нее оказывалось давление. Сотрудник уважаемого ведомства В. Ивченко поставил в зависимость от «правильного» решения по этому делу саму целесообразность существования Луганского апелляционного хозяйственного суда.

Такое административное вмешательство в бизнес сводит инвестиционную привлекательность Украины на нет. Скандал с «Азотом» отталкивает страну от рыночного статуса экономики, подрывает демократические завоевания, о которых так любит говорить Виктор Ющенко. В этих условиях развитие ситуации в Северодонецке может стать примером - либо бесперспективности для иностранцев, либо твердости президентского слова. И только твердость, побеждающая судебный и чиновничий произвол, решающим образом скажется на инвестиционной привлекательности со стороны американских инвесторов, занимающих сегодня первое место по вложениям в отечественную экономику.

Сергей Ничипоренко

Подписаться на луганские новости

Экс-главарь Донбасса из тюрьмы просится на войну
Московский патриархат предлагают признать террористической организацией
Зеки зверствуют на Луганщине
Появились спутниковые снимки последствий авиаудара по Луганску
Трамп заставит Украину отдать Луганск - CNN
Илон Маск отказался отключить связь Starlink русским оккупантам в Донбассе
Выжившие луганские шахты подарят России
Что взорвалось в Луганске
Россия продвинулись на Луганщине
В Луганские школы допустят преступников